Архиодаренные (На ночь глядя – 30)
На ночь глядя наткнулся на интервью М. Захарова «Московскому комсомольцу»: он говорит:: «Безусловно я поддерживаю курс, заданный президентом. Мне импонирует его позиция по Крыму и другие движения во внешней политике. Я считаю Путина человеком архиодаренным. Кроме того, мне очень дорог тот факт, что у него все благополучно с чувством юмора».
Почему-то откровенность и ясность этого высказывания вызвала у многих читателей удивление и даже раздражение. Я думаю, просто от собственной неосведомленности. Поэтому я хотел бы защитить М. Захарова от незаслуженных попреков. М. Захаров, как принято выражаться, с большевистской прямотой – всегда, и до публичного сожжения партбилета и после этого эксцентричного телешоу -- говорил то, что думал, никогда не скрывал своих творческих, душевных симпатий и человеческих привязанностей, не боялся публичных заявлений и поступков, кому-то может быть и казавшимися одиозными. Он всегда слышал биение Времени, его пульс, его генеральную линию развития. И с чувством юмора у него тоже благополучно.
. Не буду голословным. В пору «перестройки» М. Захаров завоевал репутацию художника-политика, генератора радикальных идей. После статьи в «Огоньке» и сенсационных телевыступлений, призывающих вынести из Мавзолея тело Ленина и защитить кремлевские соборы от поругания, М. Горбачев по-приятельски откликнулся: «Ну и задал ты нам вопросов!». В ответ на эту дружескую реплику М. Захаров не рискнул перейти на «ты», но уверенно ввел президента СССР в почетный круг своего творческого сообщества и определил в место Горбачева в Истории как Лидера Нации: «Не желая славословить нашему высшему руководству, (здесь тот, может быть, редкий случай, когда М.Захаров борется со своими природными желаниями, но дает, как говорится, слабину) -- скажу: нередко приходилось удивляться тому, как Горбачеву удавалось изменять настроение такого большого количества людей. Такое уменье – часть нашей режиссерской профессии… И такие качества политического лидера я, как профессионал, оцениваю очень высоко». М. Захаров размышляет о будущем спектакле: «Горбачев – великая историческая фигура. В спектакле о нем его роль мог бы сыграть Абдулов. Я за сильную власть в пору переходного периода в демократическом государстве».
Но Время поспешно опередило замыслы Захарова (тоже редкий случай в его практике), идея и концепция спектакля оказались спорными и после распада СССР М. Захаров спешит на выручку новым лидерам В Голливуде он принимает присвоенную Б.Н. Ельцину премию Американского фонда исполнительского искусства и лично передавая ее президенту России, режет ему, что говорится, правду-матку в глаза, отмечает его редкостную правдивость, неспособность обманывать, а западным журналистам разъясняет природу присущей Ельцину исключительной смелости поведения: «Есть одно качество, за которое я, как театральный режиссер, ценю нашего президента: не боится терпеть рядом с собой яркие фигуры, людей новой генерации» (Не себя ли здесь М. Захаров имеет в виду?).. В предвыборной кампании 1997 года М. Захаров приветствует тандем Ельцина и Лужкова: «Вместе с президентом Ельциным народы России совершают сейчас отчаянный прыжок через пропасть, к которой привел нас коммунизм», М. Захаров пламенно приветствует государственную мудрость Лужкова, а Ельцина сравнивает с самим Рузвельтом.
Осенью 2000 года М.Захаров активно участвует в президентских выборах: «Путин один из тех людей, которых я уважаю за дееспособность, мобильность, умение говорить, и самое главное, активно и много работать. Не скрою, что в этом отношении моим кумиром долгие годы остается Юрий Михайлович Лужков. О таких фигурах, как Горбачев или Ельцин, я сейчас сознательно не говорю, потому что это – космические фигуры в нашей истории. Посмотрите внимательно: Путин делает почти то же, что делал Рузвельт: он говорит – это меня лично приятно удивило! – в том числе и о том, что у него не получилось, в чем он ошибался».
Как-то М. Захаров на одной их творческих конференций высказал соображение: «Зритель всегда прав, как покупатель в магазине. Если ему что-то не нравится, я никогда не спорю, я всегда на его стороне». И это правильно. В наш жестокий век экономические законы приоритетны. Умный и солидный Покупатель всегда прав, знает, чего хочет. Прав и умный и солидный Продавец с его искренней предупредительностью и деловитостью («Чего изволите?»). Спрос рождает предложение. Почему-то у кого-то к Захарову возникают какие-то необоснованные, на мой взгляд, претензии, они же не по адресу и должны быть перенаправлены к покупателю, к заказчику.
« -- Я, брат, прямик! – заверял своего собеседника один из персонажей М.Е. Салтыкова-Щедрина. – Неправды я не люблю, а правду и другим выскажу, и сам выслушаю… Терпеть не могу лжи! С правдой родился, с правдой жил, с правдой и умру. Правду и Бог любит, да и нам велел любить».
Разве это не этическая и гражданская творческая программа М. Захарова? Разве она не привлекает своей ясностью, открытостью, последовательностью и даже творческой дерзостью? Сказано же в Нагорной проповеди: « Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы и вы, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»..
А пока – спокойной ночи…
В. Дмитриевский, театровед
**
См. также на Каспаров.ру:
**
См. также очерк В. Дмитриевского в журнале социологических и маркетинговых исследований «Телескоп» (2012, № 3)
- В. Дмитриевский. Художник и власть на сломе эпох. (Режиссер Марк Захаров и другие)
**
См. ранее на Когита.ру цикл «На ночь глядя»:
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)
- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)
- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)
- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)
- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)
- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)
- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)
- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)
- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)
- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)
- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)
- О памятниках. На ночь глядя (12)
- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)
- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)
- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)
- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)
- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)
- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)
- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)
- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)
- Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)
- Памятник при жизни. Из цикла "На ночь глядя" (22)
- «…предлагали проекты о введении единомыслия и спешили указать на вред, который от разномыслия происходить может…» (На ночь глядя - 23, 24)
- «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!». На ночь глядя (25). Улыбка Медведева
- Улыбка Яровой. На ночь глядя (26)
- Улыбка Кехмана. Рано поутру и на ночь глядя (27)
- Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход» (На ночь глядя - 28)
- Непроизвольная улыбка Чулпан – улыбка года (На ночь глядя – 29)