Уже и некоторые верующие оскорбились государственной защитой их чувств
На ночь глядя выглянул в окно и поразился вдруг неожиданно воспламенившемуся на крыше соседнего универсама «Перекресток» ярко-красному неоновому поздравлению – «С Новым годом!». Как? Уже?! Еще же ноябрь на дворе!
Оказывается – да! Уже! По ТВ подтвердили -- Дед Мороз выехал из Великого Устюга и движется вместе со своей свитой к Москве, в окрестных лесах выбирают Главную Елку страны, в торговых центрах готовятся к широкой распродаже предметов третьей, второй и даже первой необходимости, на всех каналах ТВ репетируют развлекательные шоу с убойными приколами и прибаутками, а в кассах театров и концертных залов полным ходом идет продажа билетов на январские представления.
Как стремительно и неумолимо время! И как насыщена событиями, широка и многокрасочна палитра охватывающих нас мыслей, настроений, переживаний! Оглядываешься на недавнее прошедшее, видишь разное и подчас нечто малосимпатичное, но как же хочется позитива, радости и всяческого процветания. А жизнь противоречива. Вот только в ноябре – в городе Ишиме Территориальный отдел Роспотребсоюза обвинил владелицу книжного магазина Татьяну Котлярову в преднамеренно-злостном распространении информации, содержащейся в «Коньке-Горбунке» А.П.Ершова и сказках Г.-Х.Андерсена: она «может причинить вред здоровью или развитию детей». Дело будет рассматривать суд. А в Армавире сказку А.С.Пушкина «О попе и работнике его Балде» издали в «смягченной» редакции В.А. Жуковского с одобрения священника Свято-Троицкого собора отца Павла и поддержанного руководителем пресс-службы Патриарха Кирилла Вл. Вигилянским под названием «Сказка о купце Остолопе и работнике его Балде». Пушкинскому Балде и раньше не везло. В 2005 году в Сыктывкаре едва отстояли премьеру оперы Д. Шостаковича «Балда» от протестов служителей церкви. Давление клерикальной цензуры на культурную жизнь ощутимо и в столицах-, и в провинции. Вот вокруг еще незаконченного фильма режиссера А. Учителя «Матильда» тоже развернулись острые дискуссии -- не опасен ли он, не компрометирует ли он репутацию последнего русского царя и стоит ли показывать его зрителям?
Но не хочется погружаться в грустные размышления этих и аналогичных прецедентов. Давайте поговорим и хорошем. Например, о Съезде Союза театральных деятелей! Сколько было услышано замечательных речей и какой мощный резонанс вызвал он в обществе. Как пламенно и здраво откликнулись в печати М. Захаров, В. Фокин, Л. Додин, А. Джигарханян, многие другие наши замечательные мастера культуры! Правда, кинорежиссер и государственный человек С. Говорухин весьма осторожно отвечал на вопрос, кто должен определять правовые границы в творчестве, благоразумно предостерег и художников: «Если бы мы знали, кто это будет решать, то я бы пытался говорить, что необходимо вводить какие-то нравственные ограничения, поскольку человек беззащитен перед напором пошлости и гадости, которая льется с экранов кинотеатров и сценических подмостков». Действительно – если бы знать! Но ведь эта «полива» часто проистекает и из прессы, и из каналов ТВ, и из некоторых издательств – не так ли? Впрочем, нельзя не согласиться с уважаемым мэтром -- пошлость и гадость нам, конечно, отвратительны, откуда бы они ни проистекали, и надо дружно выжигать и ту и другую каленым железом.
Но, пожалуй, очень значимым и, по-моему, совершенно недооцененной нашим общественным мнением оказалась акция трех отважных священников. Они вышли в центр Питера, на набережную канала Грибоедова, невдалеке от Казанского Собора и Храма Воскресения Христова Спас на Крови, с требованием ОТМЕНИТЬ (!) статью 148 Уголовного Кодекса «Об оскорблении чувств верующих». Назовем их поименно: епископ Варяжский и Балтийский Апостольской Православной Церкви (АПЦ) Григорий Михнов-Войтенко, служители АПЦ Александр Хмелев и Андрей Чернов. Они развернули плакаты: «Бог поругаем не бывает». «Чувства верующих оскорбить невозможно». «Чувство верующих защищает Господь, а не уголовный кодекс».
Тут важно вспомнить, что в России до 2013 года оскорбление религиозных чувств являлось административным правонарушением, но в июне 2013 года были приняты поправки об увеличении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы.
Григорий Михнов-Войтенко заявил: «Я не согласен с самим фактом существования этой статьи. На мой взгляд, она прямо противоречит известному евангельскому высказыванию: «Любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас». В этой ситуации не нужны дополнения в виде законов… Любой здравомыслящий человек в ХХ1 веке не может не понимать, что подобный закон не должен существовать!»».
Акция священников прошла без задержаний. Бог в помощь! Полицейские только переписали данные пикетчиков.
Конечно, до отмены 148-й статьи УК пока еще дело не дошло, но как же радует сама тенденция! Пусть не РПЦ, но хотя бы в АПЦ здравый смысл и нравственное чувство берут верх над мракобесием ретивых борцов за «чистоту чувств верующих» Теперь, видимо, известный разносчик по театральным подъездам свиных голов г-н Д. Энтео и его радикально настроенные соратники-энтузиасты, накопившие опыт в погромах художественных выставок, фотоэкспозиций, концертных и театральных представлений, оказались сами унижены и оскорблены предательским отторжением своих же, вроде бы, единоверцев. -- обида, растерянность, замешательство – кого же громить будем?
Спокойной ночи!
**
См. ранее на Когита.ру (цикл «На ночь глядя»):
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)
- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)
- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)
- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)
- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)
- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)
- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)
- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)
- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)
- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)
- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)
- О памятниках. На ночь глядя (12)
- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)
- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)
- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)
- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)
- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)
- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)
- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)
- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)
- Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)
- Памятник при жизни. Из цикла "На ночь глядя" (22)
- «…предлагали проекты о введении единомыслия и спешили указать на вред, который от разномыслия происходить может…» (На ночь глядя - 23, 24)
- «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!». На ночь глядя (25). Улыбка Медведева
- Улыбка Яровой. На ночь глядя (26)
- Улыбка Кехмана. Рано поутру и на ночь глядя (27)
- Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход» (На ночь глядя - 28)
- Непроизвольная улыбка Чулпан – улыбка года (На ночь глядя – 29)
- Архиодаренные (На ночь глядя – 30)
- «У нас благопристойность своя, особливая…». На ночь глядя – 31
- «Я люблю тебя, жизнь!» (На ночь глядя – 32)
- Красная площадь, оборудованная как для скорби, так и для веселия (На ночь глядя – 33)
- «Инженеры человеческих душ» (На ночь глядя – 33)