Спасибо буржуям, они – наша социально-экономическая скрепа!
На ночь глядя, заглянул в мемуарные заметки В. Маяковского и узнал, что известный классово-боевой лозунг «Ешь ананасы, рябчиков жуй \\ День твой последний приходит, буржуй» он сочинил в петроградском артистическом кабаре «Привал комедиантов», когда коротал там пасмурный осенний вечер 1917 года. Сто лет назад – подумать только!… То ли поэту самому подали свежего упитанного рябчика с ананасом, то ли он усмотрел аппетитное блюдо на соседнем столике, то ли это просто художественное обобщение, так сказать -- метафора, но вдохновение снизошло «в такт какой-то разухабистой музычке», как вспоминает Владимир Владимирович и лихое двустишие как-то само собой выплеснулось, сочинилось.
Оно каким-то образом было услышано в шуме времени революционной массой. Поэт вспоминал «Это двустишие стало моим любимейшим стихом: петербургские газеты первых дней Октября писали, что матросы шли на Зимний, напевая какую-то песенку: Ешь ананасы… и т.д.». И в самом деле -- 6 января 1918 года журнал «Соловей» опубликовал двустишие на своей обложке. Спустя семь лет, в 1924 году, Маяковский включил эти звонкие и дорогие ему строки в поэму «Владимир Ильич Ленин», а в 1927 году – в стихотворение «Ленин с нами». И правильно сделал – не пропадать же добру!
Теперь вот неотвратимо грядет юбилейная дата – столетие Октябрьского переворота, но известные люди толкуют его по-разному. Президент страны в Послании парламенту сказал: общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий и отослал любопытных к мудрым оценкам философа А.Ф. Лосева. Главный раввин России Берт Лазар полагает, что «для еврейского народа они, (события 1917 года), были трагические. И мы понимаем, к сожалению, история повторяется, люди забывают то, что было тогда. Нужно найти консенсус, нужно всегда искать то, что нас объединяет». Традиционно категоричен и требователен В.Жириновский: «7 Ноября 2017 года надо устроить суд над всеми большевиками» «Слава Богу его никто не слушает» -- отмахнулся от смелого предложения лидер «Справедливой России» осторожный Сергей Миронов. «День Великого Октября должен быть восстановлен как главный государственный праздник» -- убежден главный коммунист планеты Г. Зюганов. Такое вот многообразие суждений, можно сказать, сумбур вместо музыки…
Но ведь кроме громких деклараций и амбициозных прожектов сегодня хочется чего-то конструктивного, реального, предметного. Вот, вроде бы, ананасы и рябчики перестали быть редкостью на столе, перебоев с ними особых нет, потому и с нынешними буржуями мы, кажется, вполне примирились. Москва шумит ярмарками, торговыми центрами, ресторанами, окружена виллами и замками, Фольксвагены, мерседесы и вольво наравне с ладами гудят в пробках, яркая реклама полна заманчивыми банковскими предложениями, сигнализирует о курсах валют.. Да и кого ныне считать буржуем? Тут явная терминологическая путаница, смещение понятий. Правильно пишут ученые – нынешние буржуи -- это ведь представители среднего класса, которые любят свою страну, уважают частную собственность, в том числе и деньги как ее важную материальную разновидность. Да и покажите мне сегодня тех, даже и не буржуев, кто эти самые деньги не любит – это же свобода и независимость! Потому буржуй как представитель среднего класса -- наша опора и надежда, он привержен таким надежным ценностям, как личная неприкосновенность, свобода совести, вероисповедания, законность. И сегодня тому немало примеров. Сто лет назад массы пламенно возглашали «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». (А. Блок, 1918). «Мы раздуваем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землей» (П. Григорьев, 1920) Ну, не сравняли, конечно, но пламя-то раздули – и что из всего этого получилось? И как погасить? Конечно, как выражался незабвенный В. Черномырдин – хотели-то как лучше (кто бы сомневался!) --а получилось как всегда.
Тут, конечно, на современную сложную ситуацию надо смотреть трезво. Судьбе отечественных предпринимателей-буржуев сегодня тоже не позавидуешь. Одни по неопытности и доверчивому легкомыслию быстро обанкротились, разорились и пополнили растущие ныне ряды бедняков и даже колонистов в местах не столь отдаленных. Другие стали жертвами разных мастей проходимцев, взяточников и коррупционеров, которые и сами-то сегодня сидят друг у друга в волосах, не могут сходу разобраться -- кто же из них по своей чиновной иерархии важнее и потому бессовестно закладывают своих сподвижников. Третьи, от греха подальше, подались за рубеж без оглядки на содеянное.. Но тех, уже немногих, кто пока еще у нас остался, нам всем надо холить и лелеять. Важно все-таки трезво осознать – энергичные предприниматели, средний класс, хоть и буржуи, но сегодня, может быть, единственная наша социально-экономическая скрепа. Так простим им и рябчиков, и ананасы и другие даже иногда нескромные пристрастия, – пусть кормятся по потребностям, но пусть и стране, обществу активно помогают по своим природным способностям и житейским возможностям. … Не будем мешать им в наступающем юбилейном году.
А пока – спокойной ночи.
10 декабря 2016 г
**
См. ранее на Когита.ру (цикл «На ночь глядя»):
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)
- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)
- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)
- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)
- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)
- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)
- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)
- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)
- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)
- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)
- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)
- О памятниках. На ночь глядя (12)
- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)
- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)
- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)
- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)
- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)
- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)
- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)
- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)
- Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)
- Памятник при жизни. Из цикла "На ночь глядя" (22)
- «…предлагали проекты о введении единомыслия и спешили указать на вред, который от разномыслия происходить может…» (На ночь глядя - 23, 24)
- «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!». На ночь глядя (25). Улыбка Медведева
- Улыбка Яровой. На ночь глядя (26)
- Улыбка Кехмана. Рано поутру и на ночь глядя (27)
- Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход» (На ночь глядя - 28)
- Непроизвольная улыбка Чулпан – улыбка года (На ночь глядя – 29)
- Архиодаренные (На ночь глядя – 30)
- «У нас благопристойность своя, особливая…». На ночь глядя – 31
- «Я люблю тебя, жизнь!» (На ночь глядя – 32)
- Красная площадь, оборудованная как для скорби, так и для веселия (На ночь глядя – 33)
- «Инженеры человеческих душ» (На ночь глядя – 34)
- Уже и некоторые верующие оскорбились государственной защитой их чувств (На ночь глядя – 35)