О проекте «Женщины в Перестройке»
Проект является продолжением совместной работы Т.Косиновой и Т.Шманкевич по записи интервью о Перестройке в 2008-2009 годах. Итогом работы тогда стала коллективная монография «Общественная жизнь Ленинграда в годы перестройки. 1985-1991» (СПб.: «Серебряный век», 2009), в нее вошли 68 интервью.
Цели проекта: актуализация и концептуализация темы «Перестройка в СССР», новый взгляд на нее через женские нарративы; создание новых источников по истории Перестройки, привлечение внимания к Алексеевскому архиву (Архиву Перестройки), введение в оборот его коллекций, оцифровка, поиск финансирования для его работы и развития.
Работа над проектом началась в июне 2017. Проект поддержал Фонд им. Генриха Бёлля.
Над проектом работали два человека, которые выполняли функции разработчиков концепции, интервьюеров, расшифровщиков, монтажеров видео и звука, фотографов, контент-менеджеров – это Татьяна Косинова (журналист, редактор портала Когита!ру, генеральный директор ИД «Когита») и социолог Татьяна Шманкевич.
Были записаны 19 интервью, из них к публикации подготовлено 15 интервью. Были исследованы и оцифрованы 7 личных архивов респонденток и один фонд в Алексеевском архиве (фонд В.С. Тереховой). Все интервью будут постепенно опубликованы здесь и на канале ИД «Когита» на YouTube. Для исследователей (по запросу) в Алексеевском архиве имеется доступ к исходным видео- и звуковым файлам.
Материалы проекта будут выложены в открытом виде, включая транскрипты, и доступны без подписки и регистрации.
Респондентки. Женщины четырёх поколений: самая старшая 1925 года рождения, младшая – 1982 года рождения. Все с высшим образованием. В период перестройки все жили в Ленинграде (Петербурге), одна – в Ленинградской области.
В четырех интервью удалось начать представление истории перестроечного возрождения национальных общин Санкт-Петербурга: польской, литовской и финской. Записано также интервью о создании в перестроечный период в Ленинграде первой немецкой школы – Гёте-шуле (интервью будут обработаны в 2018 году).
15 респонденток, интервью с которыми публикуются в первую очередь:
Соколова Ольга Иванова, 1925 года рождения, архитектор, художница, дочь известного зоолога И.И.Соколова, пенсионерка, самая старшая участница проекта; интервью Т.Шманкевич и Т.Косиновой.
Юрате-София Лаучюте; 1942 г.р., литовка, доктор филологических наук, муниципальный депутат Кретингского района Литовской Республики. Была первым председателем Общества литовской культуры в Ленинграде. Интервью Т.Косиновой
Кульчицкая Светлана Игоревна, р. 1943, родилась на Камчатке, в 1974 переехала в Ленинград. Телевизионный журналист; интервью Т.Косиновой.
Флиге Ирина Анатолькевна, р. 1960, историко-географ, директор НИЦ «Мемориал»; интервью. Т.Косиновой и Т.Шманкевич.
Терехова Валентина Сервгеевна, р. 1948, инженер, социолог, работает на факультете социологии СПбГУ. Интервью Т.Шманкевич и Т.Косиновой, опубликовано в 2-х частях.
Пухилас Юлия, р. 1982, филолог-финист, работает в Генеральном консульстве Финляндии в Санкт-Петербурге, интервью Т.Косиновой:
Султанова Гюльнара Юрьевна, р. 1975, ЛГБТ-активистка, работает директором ЛГБТ-фестиваля «Бок-о-бок», интервью Т.Шманкевич.
Артеменко Галина Николаевна, р. 1965, библиограф, журналист, работает корреспондентом нескольких изданий и PR-специалистом Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, интервью Т.Косиновой.
Конопелько Тереса, р. 1947, родилась в Гродно, полька, филолог, в Ленинграде живет с 1968 года. Главный редактор журнала «Gazeta Petersburska», которая выходит в Петербурге на польском и русском языках. Интервью Т.Косиновой.
Печерская Наталья Александровна, р. 1951, математик, кандидат физико-математических наук, основатель и ректор института «Высшая религиозно-философская школа» в Петербурге. Интервью Т.Шманкевич.
Шадрина Татьяна Владимировна р. 1944, педагог. специалист по образованию взрослых; кандидат педагогических наук; интервью Т.Шманкевич.
Крокинская Ольга Константиновна, р. 1948, родилась в Куйбышеве, с 1972 года живет в Ленинграде. Историк по образованию, социолог, профессор РГПУ им. А.И.Герцена. Интервью Т.Шманкевич.
Дронова Екатерина Владимировна, р. 1957, актриса; интервью Т.Шманкевич.
Григорьева Ирина Андреевна, 1951 г.р., философ по образованию, социолог, профессор факультета социологии СПбГУ, интервью Т.Шманкевич.
Миловидова Ольга Витальевна, р. 1960, филолог-финист, заместитель директора 204-й школы, доцентр РГПУ им. А.И. Герцена, начинающая актриса; интервью Т.Косиновой.
***
Предварительное научное описание итогов проекта
О проекте «Женщины в Перестройке» (Воспоминания ленинградок/петербурженок о годах Перестройки, записанные на видео)
Татьяна Юрьевна Шманкевич
СИ ФНИСЦ РАН, ассоциированный научный сотрудник
Проект «Женщины в Перестройке» изначально рассматривался как проект, продолжающий традицию исследований гендерного измерения политики и проблем женского политического участия. Специфика проекта заключается в том, что основной исследовательский акцент с «политического участия» перенесен на описание городской повседневности, такой, какой она запомнилась информанткам.
Если в самом начале проекта мы предлагали нашим героиням вспомнить свою жизнь в годы Перестройки, то затем осознанно отказались от навязывания воспоминаниям конструкта «Перестройка». Нашим собеседница просто предлагалось рассказать о своей жизни в 80-е годы 20 столетия, а выделят ли они сами вторую половину десятилетия в качестве периода «Перестройки» или не выделят, это определялось их восприятием этого времени. К маркировке «Перестройка» в обязательном порядке интервьюер обращался лишь в конце интервью, задавая вопрос о нынешнем отношении информанток к изучаемому периоду.
Такое оптическое переформатирование согласуется с конкретной задачей проекта: созданием архива женских воспоминаний «О времени, о городе и о себе». Для исследователей важно понять, чем запомнилось время Перестройки, а что ушло из памяти; что в своих воспоминаниях о годах Перестройки актуализируют представительницы разных поколений, разных профессий; насколько маркировка «Перестройка» актуальна для воспоминаний о второй половине 80-х годов 20 века.
Видео-архив из воспоминаний ленинградок о своей жизни во второй половине 80-х годов 20 века органично вписывается в Архив периода Перестройки, собранный петербургским социологом Андреем Николаевичем Алексеевым. Поскольку авторы подавляющего большинства воспоминаний о Перестройке - мужчины, акцент на женских воспоминаниях позволяет добавить полифонии в общую картину, убрав гендерный перекос в реконструировании жизни города в этот сложный период.
Нацеленность на создание видео-архива записанных воспоминаний определяет амбивалентность интерпретации значения видео-интервью, так как оно выступает здесь и в качестве исследовательского метода (видеозапись неформализованных биографических интервью), и в качестве конечного продукта, нацеленность на который изначально влияла на правила организации полевой работы и на специфику поведения интервьюера в поле. Размещение видеозаписей на сайте в открытом доступе лишало биографическое интервью важнейшего его бонуса: анонимности, что затрудняло приглашение в проект информанток. Аргументами отказа были «не так выгляжу», «не хочу публичности». А в случае согласия дать интервью, сложнее было отключить внутреннего цензора, что, пусть и в разной степени, повлияло на качество нарративов.
За период с августа по декабрь 2017 года было записано записано 19 (к публикации подготовлены первые 15) интервью. Не все наши информантки родились в Ленинграде, но их объединяет то, что в этом городе они жили в годы Перестройки. У всех информанток высшее образование. Самой младшей из них в 2017 году исполнилось 42 года. Соответственно, она закончила школу и поступила в вуз как раз в конце периода Перестройки. Самой старшей информантке сейчас 92 года, в самом начале Перестройки она вышла на пенсию.
Отметим, что проект относится к качественным социологическим исследованиям. Здесь нет понятия репрезентативной выборки опроса, в отличие от количественных исследований, где полученные статистические данные подкрепляются формулами, насколько полно обследуемая генеральная совокупность отражает особенности изучаемого объекта. В качественном исследовании, существует понятие типологического насыщения, то есть в идеале мы до тех пор продолжаем общение с нашими информантами, пока прибавление новой информации не перестанет добавлять принципиально новых смыслов к уже собранному корпусу знания. <…>