Тест на гражданственность (А. Алексеев). Освоение как фактор эволюции (Д. Бродский). Из переписки с друзьями (15)
На снимке: Д. Бродский
См. ранее на Когита.ру:
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)
- Переписка «романтика» и «реалиста»
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)
- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера
- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)
- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)
- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)
- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)
- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)
- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)
- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)
- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)
- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)
- Каспаров – Шейнис, на «Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)
**
А. Алексеев - коллегам
Уважаемые коллеги!
При возможности и желании, смотрите на Когите:
22.02.2016 | 11:01
Отношение к памяти о Борисе Немцове – тест для россиян
А. А. 22.02.2016
КОММЕНТАРИЙ ЛЕВАДА-ЦЕНТРА
Каждый второй россиянин помнит Бориса Немцова в первую очередь как «известного российского политика». Чуть более трети опрошенных (38%) запомнили его убийство. Четверть населения (26%) запомнила его как губернатора Нижегородской области. За прошедший год доля россиян, характеризующих его как оппозиционного политика, снизилась. Несмотря на критическое отношение большей части населения к докладам Немцова, число респондентов, которые знакомы с их содержанием, выросло с 32% в 2015 году до 39% в 2016 году. 52% россиян уверены, что не будут найдены заказчики убийства Бориса Немцова, а 49% респондентов не считают, что когда-нибудь станет известна вся правда о мотивах и заказчиках убийства политика. Только десятая часть россиян слышала об инициативе проведения марша памяти Бориса Немцова 27 февраля в Москве (среди столичных жителей в курсе практически четверть опрошенных). В целом преобладает нейтральное отношение к возможному проведению такого мероприятия, однако если по стране поддержка марша составляет лишь 17%, то в Москве практически треть опрошенных (31%) относится к нему положительно
НАШ КОММЕНТАРИЙ
1. Нет нужды повторять основные цифры из материалов опроса Левада-центра показывающих отношение россиян к едва ли не важнейшему событию общественно-политической жизни страны прошлого года – демонстративному заказному убийству самого яркого (и, добавим, перспективного) оппозиционного политика, буквально под стенами Кремля. Марш памяти Бориса Немцова, который состоится в центре Москвы 27 февраля, тоже может стать историческим событием.
2. Поскольку эта тема является не только политической, но и мемориальной, затрагивающей собственно человеческие струны всякого респондента, есть основания предполагать повышенный градус откровенности ответов на вопросы, в сущности (не прямо, а косвенно!) выясняющих гражданственную ориентацию опрашиваемых. Здесь труднее ответить не так, как на самом деле думаешь, или лукаво уклониться от ответа. И выражение мнения по данному вопросу не кажется «опасным», могущим иметь нежелательные последствия.
3. С учетом сказанного, можно утверждать, что является достаточно реалистичным близкое к равновесию соотношение тех, кто так или иначе поддерживает идею проведения марша памяти Бориса Немцова (17% всех опрошенных) и тех, кто к этой идее относится отрицательно (21%). Равно как и тот показатель, что 54% это «не интересует» (а еще 8 % - затруднились ответить).
Да, по вопросу политических предпочтений наше общество может быть описано формулой: 1 – 3 – 1. Где крайние («верноподданническая» и «оппозиционная») позиции примерно равны (по 20%), а средняя (аполитичная, индифферентная, «болото») составляет большинство (порядка 60%).
4. В более «социально продвинутой» Москве соотношение крайних позиций смещено в пользу «оппозиционной» (31% против 19% у «верноподданнической»). Это не значит, конечно, что треть населения Москвы готова участвовать в Марше памяти, но во всяком случае сочувствует, поддерживает демонстрантов.
5. Примечательна цифра – 17-18%, которую обнаруживаем в распределениях ответов на разные вопросы, которые могут рассматриваться как контрольные по отношению друг к другу. Это и доля поддерживающих идею проведения марша памяти Бориса Немцова, и доля считающих справедливой критику в адрес Владимира Путина в докладах Бориса Немцова “Путин. Итоги. 10 лет” и “Путин. Коррупция”.
С учетом современных трактовок критики режима, как морально осуждаемого и даже уголовно наказуемого деяния, доля людей, не скрывающих своего критического, оппозиционного настроя («пятой колонны»?) в современном российском обществе приближается к одной пятой. Это можно считать надежно установленным социальным фактом.
6. Примечательно далее, что не более 10% (т.е. вдвое меньше, чем процент активистов-«верноподданных») верят в то, что преступление – убийство Бориса Немцова – будет полностью раскрыто (включая действительных заказчиков). Остальные выбирают ответы: «Возможно, что установят исполнителей, но вряд ли раскроют имена заказчиков, полная картина нам останется неизвестной» (22%); «Скорее нет, назначат “виновными” каких-то случайных людей, стрелочников, а реальные виновники останутся в тени» (25%); «Точно нет, в России ни одно политическое убийство не было до сих пор раскрыто, особенно если дело касается высших лиц в государстве» (24%). 19% опрошенных затруднились с ответом на соответствующий вопрос.
7. Таким образом, фактическое отрицание возможности действительного раскрытия политического убийства в современных общественно-политических условиях выражает подавляющее большинство опрошенных (напомним, более чем наполовину - индифферентных если не к самому этому преступлению, то кидее отметить его годовщину Маршем памяти, т. е. массовой акцией, в сущности, оппозиционного свойства).
Однако открыто (пусть только перед социологами-полстерами) заявляющих о своей солидарности с позицией злодейски убитого лидера оппозиции – не более 20%. Много это или мало? Нам представляется что – НЕМАЛО.
8. Газета «Коммерсантъ» приводит мнения авторитетных экспертов, в связи с рассмотренными выше данными опроса общественного мнения: «Заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин считает, что убийство Бориса Немцова всколыхнуло россиян, но спустя год "острые переживания уменьшились". Старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов уверен, что население не считает "чем-то из ряда вон выходящим" убийство Бориса Немцова: "Таких убийств было много в новейшей истории России"».
9. Думается, что настоящий опрос не сводится к проблеме восприятия и расследования убийства Бориса Немцова. Это – не намеренно, так спонтанно состоявшийся тест массовому сознанию на предмет отношения к современному режиму.
А. Алексеев. 22.02.2016.
Д. Бродский – А. Алексееву
Большое спасибо, дорогой А.Н.!
Размещу Ваш адекватный анализ у себя в аккаунте на фейсбуке. У меня там 1179 друзей. Причём читают не только друзья, но и друзья друзей и, просто, "залётные" граждане... Итак, несколько сотен реальных читателей может быть и наберётся...
Хочу поведать новость о моей жизни.. В 2015 году я стал членом Российского гуманистического общества... РГО входит в сеть мировую сеть гуманистических организаций... Уже успел прочесть два сообщения на разных его конференциях... Последнее - на встрече, посвященной Международному дню Дарвина. Название моего доклада: Стремление к освоению как фактор эволюции... Обсуждение было оживлённым.
Желаю и Вам радовать нас новыми исследованиями политических настроений населения РФ.
Привет Зине!
ДБ. 22.02.2016
А. Алексеев – Д. Бродскому
Спасибо, Дима, за "просветительскую" акцию. Тест на гражданственность в этом опросе Левада-центра получился убедительный. Это вам не "одобряете ли Вы Путина?"!
О Российском гуманистическом обществе я наслышан. Идеи светского гуманизма (в отличие о клерикального) мне близки. У меня дома даже где-то хранятся несколько номеров журнала РГО "Здравый смысл". К сожалению, уже несколько лет, как не стало самоотверженного борца с лженаукой , состоявшего в этом обществе, академика Э. Круглякова, http://www.cogita.ru/pamyat/in-memorium/umer-akademik-eduard-kruglyakov-groza-mrakobesov .
Если у Вас есть, пришлите текст или конспект своего доклада "Стремление к освоению как фактор эволюции."
Мой поклон - Лене. Ваш - Андр. Ал. 23.02.2016
Д. Бродский – А. Алексееву (24.02.2016)
Тезисы сообщения, прочитанного 12 февраля 2016 г. на торжествах, посвященных Международному дню Дарвина… ОСВОЕНИЕ КАК ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ Для того, чтобы ввести вас, коллеги, в суть моего сообщения, я решил сразу сформулировать тезисы, которые в наиболее общем виде содержат основные выводы моих многолетних зоопсихологических и психологических наблюдений, экспериментов и размышлений как исследователя-эволюциониста. 1. Я предполагаю, что с момента зарождения жизни на земле, сначала объективно, а в дальнейшем (с возникновением психики) и субъективно, живая материя находилась в сложных взаимоотношениях с абиотической и, создаваемой ею же, биотической средой. 1.1. Эти взаимоотношения, по-видимому, всегда имели две тенденции: 1.3. В процессе эволюции у конкретных живых форм перманентно менялось соотношение приспособительного и освоительного трендов в сторону последнего. 1.5. Любой материальный процесс можно измерять или количеством времени, или количеством энергии, затраченным на его осуществление. 1.6. Освоительная и приспособительная жизнедеятельности могут быть разной степени сложности, в частности, в зависимости от потребностей организмов. Рис.1
1.6.1. На рисунке 1. видно, что организмы (во всяком случае, «подданные» царства животных) на первых порах наступления эры психики в эволюционном процессе руководствовались в своей жизнедеятельности потребностью существования. 1.6.2. Позднее сформировались животные, для которых было недостаточно простого существования (простого поддержания гомеостазиса). 1.6.3. Я не исключаю, что некоторые высшие животные (из класса птиц - врановые и попугаи и, тем более, из класса млекопитающих - хищные, приматы) достигли необходимости удовлетворения и более высокой потребности. Я имею в виду потребность благополучного существования, - правда, в её наиболее примитивных формах. Потребность благополучного существования – это высшая из первых трех потребностей, которые я называю зоологическими или витальными. 1.6.4. Группа из следующих трех представленных на рисунке потребностей – уже чисто человеческие. Я называю их социальными. 1.6.5. Что касается последней тройки потребностей, то они могут быть только у социально ориентированных личностей. 2. Итак, я кратко представил вам, дамы и господа, надеюсь, интриговавшую вас, схему для того, чтобы показать путь, который прошли носители психической жизни от животных и до человека в процессе эволюции в аспекте совершенствования их мотивационной сферы. 2.1. Эта схема, на мой взгляд, прямо подтверждает генетическую теорию, развиваемую в рамках новой эволюционной доктрины, которую её авторы называют эволюционной биологией развития (evolutionary developmental biology). В, по-моему, неудачном сокращении, – evo-devo (2). 2.1.1. Напомню, что согласно основной концепции, лежащей в основе этой теории, нет принципиальной разницы между генами, отвечающими за те или иные органы и функции у первичноротых и вторичноротых животных, включая и венец творения, - человека. Так, у нас довольно большой набор общих генов с мухой, а с шимпанзе – так все 99%. (2, с.25) 2.2. То же самое я констатирую и для потребностной сферы: и потребность существования (во всем разнообразии ее форм), и потребность уверенного существования, в основе своей, ничем не отличаются у кальмара, так и у человека. Разница состоит лишь в формах проявления их удовлетворения, обусловленных уровнем организации и строением тела. 3. Так вот, возвращаясь к заявленной теме, я утверждаю, что филогенетические изменения живых форм – не что иное, как факты освоения среды. 3.1. Животные перманентно стремятся к освоению среды, и в своих попытках, вероятно, достигли даже способности переживать как ценность для себя потребность благополучного существования. 3.1.1.1. Вот спорный для меня случай. 4. Возвращаясь к вопросам эволюции, я хочу обратить внимание на такую связь: деятельность живых существ в составе популяции (не важно, мотивированная или никак не выраженная психически) может создавать какие-то изменения в среде, и тогда среда может ответить этим живым существам, и не всегда «дружественно». 4.1. Например, ученые, обеспокоенные массовой гибелью антилоп, изучили ситуацию и пришли к выводу, что эти животные, совместно с жирафами, объедая веточки акации (их основная пища), в конечном счете, выработали у этого растения сложную систему защиты от уничтожения своей популяции, а именно, - дополнительное к шипам и симбиотической связи с весьма агрессивными муравьями, защитное средство от потравы в виде яда, который и вызывал массовый падеж антилоп, а порой и самих гигантов саваны… 4.1.1. В частности, зоолог из Южной Африки Воутер ван Ховен (4), проводя опыты с жирафами и антилопами куду, выяснил, что когда в ходе выпаса животные резко дёргают ветви акации, её листья начинают выделять этилен, который, Сами понимаете, что таких частных биотических событий можно привести огромное число. Я могу продемонстрировать пример того, как жизненные формы создают условия: 4.3. Это история прокариот, безъядерных одноклеточных существ, а именно, цианобактерий, или, что одно и то же, - всем известных сине-зелёных водорослей. 1. Бродский Д. Психология мировоззрения на службе гуманистического просвещения или как я пришёл к идее изучения психологии мировоззрения, и что из этого получилось. Бродский Д. 12 февраля 2016 г. |
А. Алексеев - Д. Бродскому
Дорогой Дима!
С большим интересом ознакомился с Вашим докладом об «освоении как факторе эволюции». Мне эти Ваши идеи тем более близки, что сам я специально разрабатывал проблему соотношения адаптивности (приспособления субъекта к среде) а адаптационности (приспособление субъектом среды к себе), иначе говоря – ПРИСПОСОБЛЕНИЯ и ОСВОЕНИЯ (в Ваших терминах), в социальном поведении человека. Это одна из ключевых идей, в частности, моей «Драматической социологии…», Вам известной.
То обстоятельство, что приспособление / освоение равно представлены как в живой природе, так и в обществе, как в онтогенезе, так и в филогенезе (живого и человека) – лишнее свидетельство того, что речь идет о неких универсалиях, или фундаментальных философских категориях (кстати сказать, не вполне осознанных в качестве таковых).
В этом же ряду фундаментальных философских понятий – АКТИВНОСТЬ МАТЕРИИ, тем более ярко выраженная по мере «продвижения» от неорганического к органическому миру и далее – к человеку. И ясно, что без тенденции и / или стремления (в синергетическом смысле) к ОСВОЕНИЮ невозможны ни природная эволюция, ни человеческий прогресс.
Здесь у биологии и социологии много «параллелей» и «схождений». Можно сказать, что речь идет об импульсе и движущей силе РАЗВИТИЯ.
Так что, Ваша тема и попытка ее разработки оказывается прямо в «солнечном сплетении» Мироздания и Мироотношения. С чем поздравляю Вас.
Ваш – А. Алексеев. 24.02.2016.
**
ПОСТСКРИПТУМ
Уже после опубликования настоящего материала я получил от своего друга ответ на свою «рецензию».
Д. Бродский – А.. Алексееву
Дорогой А.Н.!
Спасибо за внимание к моим теоретическим построениям.
Очень рад, что мы обнаружили концептуальную близость наших мировоззрений.
Я убежден, что это не случайно, поскольку, как мне представляется, мы с Вами придаём свободному познанию, во имя совершенствования социального качества и личной творческой реализации, безусловно бОльшее значение, чем преходящим атрибутам его оценки.
Ведь жизнь коротка….
Мне никогда не хотелось тратить её на погоню за банальными регалиями, нанося тем самым в процессе этой суеты ущерб самому главному, что есть у человека, - его творческому ядру и уважению к себе, как общественному существу.
Видимо, я с детства стремился к освоению как социальной, так и, через неё, природной среды, но не к эгоистическому хищническому (за счёт других), а к коллективистскому, взаимообогащающему, сознательно синергетическому.
Я не утверждаю, что освоение – универсальный тренд.
Но думаю, что в ходе взаимоисключающих энтропийных и негэнтропийных процессов в тех или иных точках Мироздания, «сборка» материи происходит более результативно, чем её деструкция, и тогда возникают предпосылки для происхождения живой материи.
С возникновением же живой материи, через мутации и гомеостазис организмов и популяционный отбор, запускается механизм объективного освоения среды, через посредство приспособления к ней…
С наделением же живых форм психическими свойствами освоение получило психический компонент и стало самостоятельным фактором эволюции.
Ну, а дальше остаётся только наблюдать процесс эволюции животных вплоть до человека, в качестве триумфа сознательной освоительной практики.
Всего Вам доброго!
P.S.
Буду ждать критических замечаний по теме и, особенно, реакции тех, кто работает в том же, что и мы с Вами, направлении.
Д. Б. (24.02.2016)