А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)
На снимке: А. Алексеев. Одно из рабочих мест
(1)
См. ранее на Когита.ру:
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)
- Переписка «романтика» и «реалиста»
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)
- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера
- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)
- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)
- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)
- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)
- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)
- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)
**
Б. Докторов – А. Алексееву
…Еще раз посмотрел всю подборку «Из переписки с друзьями»... Конечно же, это продолжение и развитие «Драматической социологии» и «Профессии - социолог». Но очень современное развитие... я имею в виду не только обсуждаемый тобою предметный ряд, но характер, динамику общения с, скажем, корреспондентами... а в переписке - что понятно - предметность и динамика обмена мнениями определяет очень многое... Вот бы сравнить по многим параметрам «Письма любимым женщинам» и «Переписку с друзьями». А что бы ты написал по этому поводу? Будем, Боря. (30.01.2016)
А. Алексеев – Б. Докторову
Дорогой Борис!
Благодарю за внимание к моим жанровым новациям.
"Письма любимым женщинам" 80-х гг. (см. в томе 1 «Драматической социологии…») - в общем были монологами несмотря на диалогическую форму. Конечно, обратная связь была, но сильно отстоящая во времени. Интересно, что это также был своего рода прообраз современных электронных рассылок: писал одной "возлюбленной", а читали также все остальные (их было столько, сколько закладок могла взять пишмашинка на тонкой бумаге). Это, кстати, было предметом некоторого авторского смущения, если не нравственного страдания, чему посвящен отдельный раздел в томе 1 "Из неопубликованных глав..." (на сайте Шереги). В общем, то была "игра на грани экстрима", но слава Богу, "любимые" не разобиделись, отнеслись с пониманием…
Но наряду с 53-страничными трактатами или отчетами социолога- наладчика (таков был стандарт для рукописного оригинала) были и "просто письма", не рассчитанные на коллективное восприятие. однако достаточно информативные. для отображения текущих событий и рефлексий жизни. Слава Богу, я и их писал или печатал под копирку, так что скопился изрядный архив, который очень пригодился мне при компоновке "Драматической социологии и драматической ауторефлексии" (2003-2005). Последняя очень насыщена эпистолярным жанром, что делает 4-томник более или менее читабельным.
В "Профессии-социолог..." (Том 1. Том 2. Том 3. Том 4) этот прием использовался уже сознательно: я иногда писал личное письмо, уже зная, как оно "ляжет" в книгу. Отсюда возникала и некоторая стилистическая отточенность писем. Особенно последнее десятилетие я пишу письмо конкретному человеку, помня о том, что оно также "граду и миру". Это очень дисциплинирует мысль и слог, ну и включается механизм автоцензуры: исключаются особо интимные сюжеты и тем более обсуждения с одним корреспондентом подробностей жизни другого. (Про себя - пиши что хочешь, а про другого - так, чтобы можно было и тому показать).
С приобщением к интернету и к электронной почте, возможности диалогического письма существенно расширились. Как Ты помнишь. наша с Тобой совместная работа второй половины 2000-х "В поисках Адресата" была построена почти исключительно по принципу эпистолярной хроники - жанр чрезвычайно перспективный, и трудно реализуемый прежде, ибо писали без копий для себя, и стало быть в лучшем случае сберегали письма своих корреспондентов.
(Вообще история письма другому (другим), как литературного или мемориального жанра, могла бы стать предметом интереснейшего академического социо- и культурологического исследования).
Понятие "Выбранные места из переписки с друзьями" впервые появилось в "Профессии- социолог..." (2010). Это были именно диалоги (кстати, у Гоголя - скорее монологи)..
То, что Ты наблюдаешь сейчас на Когите, - это, действительно, постмодернистское развитие жанра эпистолярных хроник, общение, переведенное в ИГРУ, и ДИАЛОГ per se. Это - представляющаяся мне сегодня оптимальной и органичная форма "приключений духа".
Твой - Андр. Ал. 30.01.2016.
Б. Докторов – А. Алексееву
Да, конечно, Андрей, здесь ты обозначил специфику и преемственность твоего сегодняшнего эпистолярного жанра, который для нас с тобой давно стал естественным, хотя, возможно, и вынужденным. Рассматривая, как мы к нему пришли, при решении каких наших задач мы, реально ничего не постулируя и не манифестируя, отыскали весьма универсальный метод не просто сбора информации, но зондирования и мониторинга социальных процессов. Твой анализ результатов опросов общественного мнения по большой теме: «Отношение к Путину - война в Украине - аннексия Крыма» и два моих мониторинга избирательных кампаний Обамы» имеют много общего, мы показываем, что в современном информационном поле, основываясь на современной веб-технологии и, добавлю, работая по 24 (ладно, по 20) часов в сутки, можно делать не просто фотографии социальных явлений, но изучать процесс. В этом - одно из принципиальных отличий того, что мы делаем сейчас, от того, чем занимались в «той» нашей жизни... а что касается твоей переписки с Ксенией Кирилловой, Юрием Линником... очерков Оли... то это мне напоминает то, что я делаю в моих биографических интервью... Видимо, и поэтому твое решение о размещении моих интервью с нашими коллегами (1) так легко, естественно вписалось в философию твоего блога... будем, Боря. (30.01.2016)
А. Алексеев – Б. Докторову
Да, Боря, мое предыдущее письмо Тебе - набросок-эссе о моих взаимоотношениях с эпистолярным жанром, в формировании которых существенную роль в свое время сыграли Любищев, Швейцер, Ухтомский (см. том 1 "Из неопубликованных глав..."). Ты пришел к этому несколько позже – в связи со своей территориальной отдаленностью и практикой онлайновых биографических интервью. Для Тебя, как и для меня сейчас личное письмо – главный способ Творчества. Познания и Общения. И какой роскошный способ!
Что касается Когиты, то, пожалуй, я укажу здесь несколько своих приоритетных гипертем или направлений деятельности.
- Человек в истории (тут и биографический метод, и «эстафета памяти», и все сюда примыкающее)
- Ценностное ядро и нравственное поведение личности (своего рода экзистенциальные мотивы)
- Массовое сознание – в статике и динамике (в основном на материалах «опросов общественного мнения»)
- Методология социологических изысканий (с акцентом на качественные методы)
- Общественно-политический и правозащитный мониторинг (с акцентом на «знаковые» события и «модельные» ситуации)
- Проблемы культурной жизни (как современной, так и в исторической ретроспективе).
Вот, пожалуй, так можно структурировать круг моих нынешних интересов и сфер внимания. Понятно, что все они пересекаются и накладываются друг на друга.
И Когита – это своего рода дневник-летопись современности, в чем соединяются субъективность (дневник) и объективность (летопись), и вместе с тем - «письмо». Кому? – Urbi et orbi. От человека – современника и соучастника определенного исторического этапа жизни общества.
Таково – мое «смирение паче гордости. А девиз: Развлекаю, просвещая. Просвещаю развлекая. Cogita ergo sum/
Твой – АА. 30.01.2016.
Б. Докторов – А. Алексееву
Безусловно, Андрей, до конца 2004 года я не задумывался об онлайновом опросе... а здесь все как-то «послОжилось». Во-первых, желание собирать историко-социологическую информацию, во-вторых, – освоение первого опыта американских исследователей рынка в онлайновых опросах и, главное, в-третьих – начало широкого использования электронной почты российскими социологами... как здесь не вспомнить нашего друга Леонида Кесельмана, в Питере он был одним из пионеров. Забавно, но для меня сразу не было самостоятельной проблемы эпистолярного жанра, была проблема «общения». И здесь я скорее исходил из практики организации традиционных почтовых опросов, которые в США возникли очень давно и, по-моему, до середины 1980-х были весьма популярны; если помнишь, я в 1970-х активно занимался методологией почтовых опросов и провел серию таких опросов в Ленинграде. Там весь фокус – в повышении доли возврата, а метод – персонализация контакта, общения. Вот, пожалуй, и у меня главное было – персонализация общения, никаких анкетирований, формализованного интервью... Ну а если о собственно биографическом методе, то – как мне кажется – я начал читать о нем после того, как приступил к опросу; хотя, безусловно, я знал азы и много раз читал книгу под редакцией Геннадия Батыгина. Но все это было вторичным, точнее, не главным... ведь до начала опроса я написал и опубликовал серию биографических статей о первых американских копирайтерах и полстерах, а так же о Борисе Грушине... так вот, моим первым респондентам я задавал вопросы, чтобы (как бы) набрать информацию для подобных очерков; написать о Фирсове, Ядове, Кесельмане... о тех, кто был причастен к изучению общественного мнения... и уже позже, почитав «Драматическую социологию» я постепенно стал приверженцем качественной социологии... все как-то собралось... (31.01.2016)
А. Алексеев – Б. Докторову |
Боря!
Вот, Ты пишешь: «…до конца 2004 года я не задумывался об онлайновом опросе... а здесь все как-то «послОжилось». То есть лишний раз убеждаемся в естественности, органичности, «биографичности» (как Ты говоришь) всякого жизненного итога. А если покопаться в собственной биографии, так можно и ранние предвосхищения и «намеки» найти, как у Тебя, например, – интерес к почтовым опросам.
Мог ли я предположить, что начав свою трудовую жизнь с журналистики (50-е гг. прошлого века), я ею же и закончу (сегодняшняя Когита), только «умудренный» всем своим социологическим (да и просто – жизненным) опытом?
Так же «естественно», как я вступал в партию (1961) – в наивной надежде что тем самым буду эффективнее способствовать совершенствованию общества, я был – «естественно» - изгнан из нее (за «клевету на советскую действительность», или уж не помню как формулировалось). А затем – «естественно» (но это уже только для меня тогдашнего) доказывал, что это я, а не те, кто меня исключал, - «настоящий коммунист». И «естественно» (исторически) был чуть ли не триумфально восстановлен в этой партии, в начале Перестройки (1988). Чтобы два года спустя так же ЕСТЕСТВЕННО из нее добровольно выйти (июль 1990).
Некоторые «контракадемические» черты и особенности моего профессионального, социологического творчества складывались под влиянием жизненных обстоятельств. А персональное движение: от идеологической болтовни в «партийно-советской печати» и средствах массовой информации и пропаганды (так тогда назывались) - к попыткам «строгого» исследования общественных процессов (массовые опросы, количественные методы, объективизм и позитивизм), а от этого - к опытам «понимающей», интерпретативной, экзистенциальной социологии, резюмировавшейся (для меня) в «драматической социологии» и «социологической ауторефлексии»… Можно сказать – профессиональное и концептуальное «преобращение», и тоже вполне естественно.
Ладно, я увлекся сейчас саморефлексией. Приостановлюсь. Наши с Тобой профессиональные траектории во многом схожи. И в этом тоже глубинная ЕСТЕСТВЕННОСТЬ.
Твой – АА. 31.01.2016.
Примечание (1)
См. на Когита.ру:
(1) - Профессия – политолог (Владимир Гельман). Начало. Окончание
(2) - Вольнодумец на руководящих постах (Борис Фирсов). Начало. Окончание
(3) - Социолог милостью Божьей (Леонид Кесельман). Начало. Окончание
(4) - Социология как профессия и как образ жизни (Владимир Ильин). Начало. Окончание
(5) - Невыключаемое наблюдение и со-причастность миру людей и вещей (Игорь Травин). Начало. Окончание
(6) - Красота. Добро. Истина / Мудрость. Ценность. Память / Стихи и жизнь (Леонид Столович). Начало. Окончание
(7) - Жизнь и научное творчество «с опережением» (Альберт Баранов). Начало. Окончание
(8) - Потребности, интересы, ценности. Социальное действие. Конфликт (Андрей Здравомыслов). Начало. Окончание
(9) - Интеллектуальный гедонизм и социологическое любопытство (Елена Здравомыслова)
(10) - Сверхответственный и всегда недовольный собой (Борис Максимов). Начало. Окончание
**
(2)
ВП – А. Алексееву и др.
ИНТЕРЕСНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ТЕКСТОВ
Коллеги, мне это сегодня прислали. Прошу прощения за пересылку ненормативной лексики, но подход интересен. Хотя, кажется, у Вольтера («Задиг») была история о том, что человека заключили в тюрьму за строчки на глиняной табличке, но потом нашли, что это только часть - и оправдали,
«Коварством и изменой крамола свирепела,
На троне утвердился царь, отстояв закон.
Общественного мира пора теперь приспела,
Единственный губитель душ наших — Купидон».
Вторая часть (после пробела) была обломана. А может быть и там было все наоборот и это был такой же текст как ниже. В.П.
ЮЧ – ВП и др.
Дорогой <…>!
Огромное Вам спасибо за то, что в нынешнее... мрачноватое время подарили несколько минут беззаботного смеха. Нет: ГОМЕРИЧЕСКОГО хохота! <…> (30.01.2016)
А. Алексеев – ВП и др.
Да, <…>, роскошный "прикол"! Вот, думаю, как его аккуратно употребить на Когите. Возможно, запрячу в "Выбранные места из переписки с друзьями". <…> Твой - АА. 30.01.2016.
Владимир Владимирович Путин может с полным правом считать себя му-
жественным политиком, в тяжелую и смутную годину покончившим с бар-
даком, какого не знала новейшая история ни одной страны. Он огра-
дил нас от терроризма и спас от войны. Он всегда был патриотом, лю-
бил Россию и всех ее граждан и продолжает этим жить. Он прое-
хал на машине полстраны, спасал птиц и зверей. Без него народ про-
бал целое десятилетие, а теперь смотрит в будущее с уверенностью в
собственных силах. Теперь ни один олигарх даже не смеет думать о
том, что и дальше сможет обманывать народ. Пожелаем же ему обос-
нованных и взвешенных решений, верных соратников, на которых можно опи-
раться во всех его смелых инициативах и начинаниях. Пожелаем ему мара-
фонской выносливости, ясности мысли, бодрости духа и крепости органи-
зма всем на зависть. С юбилеем, дорогой Владимир Владимирович!
Примечание А. А. Вспоминаются: анаграммы, акростихи, палиндромы… Для такого рода текстовых ухищрений, как здесь, название вроде еще не придумано.