01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«…Во глубине России…»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / «…Во глубине России…»

«…Во глубине России…»

Автор: А. Алексеев; Ю. Чернецкий; Р. Ленчовский; И. Жилин; П. Каныгин; "Новая газета"; Л. Гудков; ИОМ "Квалитас" — Дата создания: 11.03.2017 — Последние изменение: 11.03.2017
«Случай» школьного учителя и поэта Александра Бывшева из пос. Кромы, Орловской обл., как предмет журналистского расследования и социологического осмысления. «Выбранные места из переписки с друзьями» - 46 А. А.

 

 

 

 

 

 

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора цитируемого или обозначенного ссылкой материала. А. Алексеев.

**

 

Наш харьковский корреспондент-волонтер, внимательно следящий также и за российской прессой, социолог Юрий Чернецкий прислал  письмо:

«Дорогие друзья! "А в них не видно перемены...": преследование поэта Александра БЫВШЕВА со стороны властей и гнусная травля его со стороны "широких масс" продолжаются. Даю ссылку на материал Павла КАНЫГИНА из «Новой газеты». Ваш - ЮЧ. 10.03.2017».

«Новая» писала об истории политических преследований школьного учителя немецкого языка из пос. Кромы, Орловской области, не однажды. Ну, применением ст. 282.1 УК РФ к неосторожным критикам российской внешней политики по отношению к Украине (в данном случае – в поэтической форме; А. Бывшев – автор нескольких поэтических сборников, многократный победитель литературных конкурсов) нынче никого не удивишь. Примечателен «народный отпор», обывательская травля «белой вороны», каковым предстает «поэтический оппозиционер» в родном селении.

Именно этот сюжет является главным в выступлениях федеральной газеты, одно из которых так и называется «Штрихи к портрету политически грамотных обитателей российской глубинки». Журналисты  (И. Жилин, П. Каныгин) в своих репортажах из Кром рисуют реалистические (чтобы не сказать натуралистические) картины «власти тьмы», нагнетаемой «тьмой власти».

См. ниже:

 

«ВЫВЕСТИ НА ПЛОЩАДЬ К ЛЕНИНУ, СНЯТЬ ШТАНЫ И ВЫПОРОТЬ»

Иван Жилин, собкор в Крыму

8 июля 2015

Штрихи к портрету политически грамотных обитателей российской глубинки

 

13 июля (2015 г. – А. А.) Кромский районный суд Орловской области огласит приговор по делу школьного учителя Александра Бывшева, написавшего стихи в поддержку Украины и обвиненного за это в экстремизме (см. № 34 «Новой» от 3 апреля»). В стихах, признанных в России «разжигающими ненависть по отношению к русским», автор говорил о праве украинцев бороться за Крым и за независимость. В том числе — с оружием в руках. Теперь за это ему грозит до четырех лет лишения свободы. Корреспондент «Новой» пообщался с односельчанами Бывшева. И ни у кого не встретил сострадания к опальному земляку.

 

«А потом вы это опубликуете еще!»

Уголовное дело против Бывшева началось с публикации в кромской районной газете «Заря». Двое жителей Кром в апреле прошлого года напечатали письмо, в котором доносили «куда следует» о поддержке школьным учителем «украинского фашистского государства» и требовали вмешательства прокуратуры.

В редакции «Зари» пусто. Только одна дверь открыта. За дверью спорят водитель и бухгалтер. «Ты же сказал, что в Тросну ездил, — напирает бухгалтер. — Откуда такой расход бензина, я тебя спрашиваю?»

Главный редактор Светлана Нашиванко занимает темный просторный кабинет с сервантом, рабочим столом и голыми стенами.

— Светлана Геннадьевна, — начинаю с порога. — Я корреспондент «Новой газеты», пишу материал про дело Александра Бывшева. Можно вам задать пару вопросов?

Не успеваю я договорить, как редактор, смотревшая на меня вполоборота, резко разворачивается и моментально срывается на крик.

— Нет, нельзя! Вы меня что, за дуру держите?

Никогда раньше мне не доводилось видеть такой резкой смены настроения. Главный редактор кричала, стуча кулаками по ручкам кресла.

Приезжали уже с «Дождя». «Мы просто вас спросить, просто вопросы задать». А потом все это в интернет выложили! Я вам сейчас скажу, а вы еще это опубликуете потом! До свидания! До свидания!

 

«Он ел наш хлеб…»

Вся культурная жизнь Кром крутится вокруг главной поселковой площади — площади Освобождения. Выйдя из редакции «Зари», направляюсь к соседнему зданию. Детской школой искусств уже 19 лет заведует Галина Альянова. Встречает меня прохладно, интересуется, не собираюсь ли я защищать Бывшева, и, получив ответ, что моя цель — собрать разные мнения, делает недовольное лицо, но соглашается на разговор.

— Раньше мы с Александром Михайловичем работали, приглашали его читать стихи на наши мероприятия: на детские концерты, на утренники. Были хорошие отношения. Но вот когда случились украинские события — я не знаю, что с ним произошло. Он почему-то начал называть нас, русских, оккупантами Крыма. Это получается я, или вот Екатерина Ивановна (показывает на своего заместителя — И.Ж.) оккупанты? В общем, мы с ним больше не общаемся.

— Хорошо, — говорю. — Но есть и такая точка зрения: человек имеет право на свое мнение…

— О! — перебивает меня директор. — Я же говорю: пришел в защиту писать! Вы посмотрите на него, Екатерина Ивановна!

Екатерина Ивановна молчит.

— Ну, так я вам скажу, — продолжает Альянова назидательно. — Бывшев ходил по нашим улицам, он ел наш хлеб. А теперь он ругает Россию? Это, по-вашему, можно? Самому не мерзко от этого?

— То есть говорить о проблемах страны не нужно?

— Да, у нас в стране есть проблемы. Вот, например, мы сколько добиваемся, чтобы асфальт новый на площади перед школой положили? Пишем письма в администрацию… Ну нет пока возможности! И мы ждем! Зачем об этом кричать на весь мир? Будет возможность — положат.

После этих слов я предложил Альяновой сфотографироваться, но она резко возразила: «Никаких фото. Лучше бы вы по другому поводу меня сфотографировали. Катенька, проводите его».

 

Наказать прилюдно

Совсем иначе отнеслись к моему визиту в кромском Доме культуры. Говорить о Бывшеве согласились охотно. Но — анонимно. «Мы вам все расскажем, только нас не называйте. Что-то не то взболтнем, в Орле узнают — головы полетят».

— Александра Михайловича мы осуждаем, — разговор идет в кабинете директора, вокруг меня сидят трое работников Дома культуры. — Все знают, что происходит на Украине. Самое главное, человек-то образованный! А попался на украинское зомбирование. Ну, понятно: он говорит, что у него мама украинка, что он туда ездил каждое лето. Яблоко от яблоньки далеко не падает. Но живет-то в России! Езжал бы тогда в свою Украину, раз ему здесь так плохо.

Сотрудники ДК долго вспоминают «прежние» стихи Бывшева — о природе, о поселке, для детей. В кромской библиотеке, оказывается, раньше было шесть сборников стихотворений Бывшева. Теперь оставили только два: детский и о Великой Отечественной войне. Остальное выкинули.

— Была у него там политическая сатира. Мы закрывали глаза из уважения. Но человека, видимо, понесло, славы захотелось. А сейчас славу заработать легко — надо власть ругать, — продолжается наш разговор. — Мнение такое: зла мы ему не желаем, в тюрьму не сажайте. Публичной порки вполне хватит. Вывести его на площадь к Ленину, снять штаны и выпороть.

— Нет такого наказания, — замечаю я.

— А зря. Публичный позор его остепенит.

Мне предлагают погулять полчаса. За это время обещают найти «еще интересных людей, чтоб пообщаться». Соглашаюсь. Иду в магазин. На кассе, пробивая шоколадку, спрашиваю продавца: «Вам известно что-нибудь об Александре Бывшеве»?

— Бесстыдник этот, — равнодушно говорит продавщица. — Не посадили его еще?

 

«Ходят люди от Макаревича»

Спустя полчаса возвращаюсь в Дом культуры. В кабинете директора сидит кромский краевед Василий Агошков. Директор встречает меня холодно:

— Иван, я больше не хочу с вами разговаривать. Вы в защиту Бывшева статью пишете, да?

Эта удивительная особенность местных жителей: уже второй человек считает, что я, задавая вопросы, защищаю Бывшева.

— Я ваши мнения собираю. Вот что вы скажете — то и опубликую.

— Звонил глава района, сказал ничего вам не говорить. Сейчас много всяких бродит, ходят люди от Макаревича и узнают, какая обстановка у нас. Так что мне сказано вас выставить.

— Но позвольте хотя бы господину Агошкову вопрос задать.

— Мне не надо задавать вопросов, — Агошков встал со стула. — Я тебе сам все скажу. Я, сынок, не понимаю, почему вы, журналисты, ко всякой сволочи тянетесь. О Бывшеве уже кто только не написал, даже телевидение приезжало. У нас в Кромах, что — других достойных людей нет? Настало время, когда гад может прославиться, а хороший человек — не интересен. Я написал летопись Кром, три сборника стихотворений. Может, обо мне напишешь?

— Но…

— Я понимаю, у тебя другое задание. Езжай в Москву, мы посмотрим, что ты напишешь.

 

Кромы, Орловская область

**

 

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ СУДА И СЛЕДСТВИЯ

Павел Каныгин, спецкор

10 марта 2017

Сельскому поэту из Орловской области за «экстремистские стихи» грозит до 5 лет. Уже второе поколение силовиков растет по службе на его творчестве

 

Учитель немецкого языка из поселка Кромы Орловской области Александр Бывшев, осужденный в 2015 году за публикацию двух «антироссийских стихотворений», стал фигурантом нового уголовного дела. Местные следователи совместно с региональным центром по противодействию экстремизму (ЦПЭ) начали расследование по факту публикации еще одного стихотворения 42-летнего Бывшева, которое называется «На независимость Украины». Сельский учитель пока имеет статус свидетеля, а автора произведения следователи формально еще не нашли. В материалах дела о нем говорится как о «неустановленном лице под ником Александр Бывшев», которое «С целью возбуждения вражды разместило стихотворение на странице в социальной сети «ВКонтакте» для всеобщего публичного ознакомления». В тексте, как уверены следователи, имеются «высказывания уничижительного характера по отношению к группе лиц — «русские».

Такой же «уничижительный характер» силовики обнаружили два года назад в стихотворении Бывшева «Украинским патриотам», где автор призывал не отдавать «ни пяди Крыма путинским чекистам». Тогда, напомним, стихотворение было признано экстремистским. Учителя приговорили к исправительным работам (по ч. 1 ст. 282 УК РФ), запретив 2 года работать в системе образования. Бывшева приписали к ЖЭКу — подметать улицы и выносить мусор. Так сельский поэт в одночасье превратился в диссидента номер один средней полосы России. Кроме прочего, его внесли в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга — что обязывает банки отказывать человеку в клиентских финансовых услугах. Уголовное дело из-за нового стихотворения (все по той же 282 статье) может обернуться для поэта-рецидивиста сроком от 2 до 5 лет.

Начальник орловского ЦПЭ Сергей Стеблецов, как рассказывает мне Бывшев, советовал ему уезжать из России и не ждать, когда ему поменяют статус со свидетеля на обвиняемого. «Сказал, к президентским выборам по всей стране пойдут дела об экстремизме. И мне лучше уехать всей семьей по-хорошему. Так и сказал».

 

Стихи с георгиевской лентой

Александр Бывшев встречает меня на обочине трассы Москва — Харьков, которая разрезает его поселок. По мокрой земле мы идем к нему домой.

— Так, может, вам действительно уехать? — спрашиваю я его.

— Ну как я уеду? Это что, бросить дом, семью? Да и почему я должен уезжать-то?! — возмущается Бывшев. — Я тут всю жизнь прожил.

Семья Бывшева — это лежачие родители: мать, которая ослепла несколько лет назад, и глухой отец. Все вместе живут в одной квартире, на первом этаже уродливого насыпного двухэтажного дома. Несколько лет назад власти поселка, чтобы не тратиться на ремонт отопления, отрезали дом от теплоцентрали, так что жителям пришлось проводить в квартиры индивидуальные обогревающие системы. Никто из жителей дома не стал протестовать и возмущаться. Вот и Бывшев говорит: «Мы тоже прикинули: капремонт власти все равно делать не станут, а жить как-то надо. Ну мы и поставили тоже газовый котел, как все».

Бывшев приглашает внутрь, мы заходим в помещение с тяжелым запахом. Он просит не разуваться. В гостиной в кресле-кровати лежит его мать. Посреди комнаты рабочий стол с рукописями и множеством карандашей. Книги Чаадаева, Троцкого и Суворова-Резуна. На полу коробки с вещами, пакеты, всюду сушится белье… Я предлагаю Бывшеву все же выйти по улицу.

По каше из снега и грязи, которая разлилась по тротуару, мы идем в центр поселка. Редкие прохожие, попадающиеся навстречу, глядят под ноги, выбирая, где посуше. Издалека Бывшеву машет какой-то человек в распахнутой телогрейке: «Михалыч! Ты держись! Опять на интернетах про тебя пишут. Я с тобой, Михалыч!» «Да это наш городской сумасшедший, — говорит Бывшев, заметно смущаясь. — Кто бы еще так радовался мне».

После увольнения из школы он так и не смог найти работу в поселке. И хотя «запрет на профессию» формально истекает в этом году, в местном отделе образования ему дали понять, что школа для него будет закрыта навсегда.

— Как быстро мы вернулись в удушливые советские времена. И ведь ничего нового, и Пастернака преследовали, и Солженицына, и Бродского, — ровным голосом перечисляет Бывшев.

Бывшев живет на пенсию родителей — «сорок тысяч с прибавками выходит на троих». В старой куртке и резиновых ботинках-галошах он ведет меня по поселку. «С 2014 года я как изгой. Враг народа. Отвернулись все», — говорит. Из-под шапки торчат его длинные засаленные волосы. И это совсем не тот Бывшев, которого знали в Кромах раньше.

Строгий учительской пиджак, опрятная короткая стрижка, сияющее лицо на фотографиях областного литобъединения — это Бывшев до 2014 года

Тот Бывшев — это любимец местной публики, призер всероссийских поэтических конкурсов, протеже орловских функционеров от культуры. Публиковался в «Юности», в питерском журнале «Родная Ладога», в московской «Пионерской правде», в «Литературном Башкортостане». Взял третье место в престижном всероссийском конкурсе «Серебряный родник». В 2007 году Бывшев выпустил сборник детских стихов «Солнечный зайчик», имевший популярность в книжной рознице. А в 2013 году при поддержке местных властей был напечатан его сборник с георгиевской лентой на обложке. В него вошли 200 стихотворений Бывшева о Великой Отечественной войне.

Он высмеивал противников войны в Афганистане, описывал гонения прибалтийских правительств на местный русский мир. «Шел в ногу с пятилеткой, был такой период», — говорит Бывшев. Состоял поэт и в орловском литературном объединении, уже собирался вступать в Союз писателей, но не смог найти общего языка с местными функционерами.

— Я хоть и в ногу шагал, но противоречивые ощущения накапливались, — говорит он. — Я себя не сдерживал. В 98-м году в кризис по Ельцину прошелся, далее по Путину, так что меня охотно брали левацкие журналы, и СМИ Жириновского брали, и в нашей орловской коммунистической прессе печатали с удовольствием. Троцкисты тоже печатали…

После разлада с орловскими коллегами отношение к учителю-поэту стало портиться повсеместно. О том периоде Бывшев вспоминает неохотно, но говорит, что вскоре на горизонте замаячил Майдан и он «окончательное перешел в оппозиционное состояние».

 

«Мы ощутили силу руки Путина»

Александр в коридоре кромской центральной библиотеки. Она делит здание с местным отделением ФСБ. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Стихотворение «Украинским патриотам», которое Бывшев разослал 1 марта 2014 года в украинские и российские СМИ, вызвало немедленный отклик. Стихи процитировали крупные электронные издания. А в поселковой газете «Знамя» вышла статья, посвященная личности самого автора, с заголовком «Таким поэтам места в России нет!». «Наиболее активная и политически грамотная часть молодежи нашего города бьет тревогу, — сообщалось в издании. — В неспокойное время, когда внешние враги оскалили свои зубы и затаились в смертоносном прыжке, находятся люди, которые подрывают Россию изнутри, действуя как пятая колонна». В послесловии редакция сообщила, что обратилась в прокуратуру Кром за разъяснениями и получила такой ответ: творчество Бывшева взято на контроль, возбуждение ненависти либо вражды будет караться в соответствии с УК РФ, вплоть до 2 лет лишения свободы.

А уже вскоре появилось и уголовное дело.

Суд над Бывшевым начался в марте 2015 года — в Дебальцеве только-только утихла мясорубка, а телевидение еще вовсю будоражило патриотические чувства россиян рассказами о сужающемся кольце врагов. Следователь Дмитрий Зубов, который вел дело, упирал на ненавистнический по отношению к русским характер стихов Бывшева. Ненависть к ним Зубов рассмотрел во фразах «путинские чекисты», «москальская банда» и т.п. Однако лингвистическая экспертиза, заказанная судом у московских ученых-филологов из центра «ГЛЭДИС», едва не развалила обвинение — разжигание ненависти к русским москвичи не выявили. Тогда «в целях правильного разрешения дела», как откровенно говорится в материалах, суд назначил новую экспертизу — на этот раз сотрудникам криминалистического центра УМВД по Орловской области. На 11 страницах полицейские эксперты подтвердили версию следователя.

Главными обличителями Бывшева на процессе стали его коллеги из кромской средней школы. Ярче прочих звучали директор Людмила Агошкова и учитель английского языка Вячеслав Костяков.

— Понимаете, для нас Путин — особенно после возвращения Крыма — это кто-то, заставивший русских поверить в себя, — давала показания Агошкова. — Мы ощутили и силу руки, и твердость намерений. И когда Крым вернулся — мы все приветствовали: «Крым наш!» И он всегда был нашим. И только Бывшев написал: «оккупанты»… Что с ним случилось — я не знаю. Раньше ведь он писал другие стихи — про войну с фашистами, про лирику, про детей…

— Бывшев откровенно поддерживает разрыв нашего народа! Он поддерживает право украинцев на независимость и европейский выбор, — обвинял коллегу учитель английского языка Костяков. — При помощи своих покровителей Бывшев призывает к убийствам русских.

В числе покровителей учитель английского называл Русский ПЕН-центр, телеканал «Дождь» и западных литераторов.

Другие учителя, выступившие на процессе, присоединились к осуждению русофобских стихов, хотя и не смогли вспомнить их содержание.

Судья Маргарита Гридина, удовлетворенная показаниями коллег и полицейской экспертизой, приговорила Бывшева к 300 часам исправительных работ.

 

«Твои хохлы выиграли на Евровидении, а нас опять попытались унизить!»

Сотрудники полиции провожают поэта в отделение. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

С критикой Бывшева выступили многие заметные фигуры поселка. Прежние товарищи не могли простить ему «перемену принципов». Те, кто не был знаком с учителем, решили также не оставаться в стороне.

«Я сам помогал ему издавать стихи. Хорошие были стихи, а потом что он начал писать гадости про нашу Родину? Он умный человек, зачем он это все начал?» — говорил глава Кром Андрей Усиков.

После суда на квартиру, где Бывшев живет с родителями, дважды совершались нападения — неизвестные разбивали кирпичом окно. Кроме того, соседи жаловались районным властям, что на форточке бывшего учителя висит украинский флаг. Бывшев вспоминает о сообщении, которое получил после конкурса «Евровидение-16»: «Твои хохлы выиграли, а нас опять попытались унизить. Ты, конечно, рад, что Украина победила. Небось, уже и стишок про это сочинил? Это мировой заговор против России. Нам объявлена война, и ты в ней на стороне наших врагов. С такими, как ты, надо поступать по законам военного времени, как с предателями и шпионами».

В семь утра 28 августа 2015 года Бывшева разбудил стук в дверь. Видеть тех, кто пришел, Бывшев не мог — в двери не было глазка. На лестничной площадке, как выяснилось уже через минуту, толпились сотрудники Центра «Э».

«Кто там?» — спросил из-за двери Бывшев. «Из «Новой газеты», — ответили сотрудники ЦПЭ и через секунду промаршировали в квартиру с постановлением об обыске. Полицейские объяснили, что накануне кто-то пытался поджечь здание кромской прокуратуры: «Вы у нас теперь по всем таким делам будете подозреваемым номер один».

Бывшев рассказывает, как год назад его вызывали в полицию на беседу. Полицейских интересовала заказанная им по интернету книга Феликса Лурье «Нечаев. Созидатель разрушения». Бывшев до сих пор не знает, как сотрудникам стало известно об этой онлайн-покупке.

«Спрашивали, понравилась ли мне книга, что в ней есть интересного. Затем попросили принести чек. Не знаю, что их так встревожило. Наверное, название».

 

«Уже не до стихов, слушай. Кушать что-то надо!»

Кромы находятся в 40 километрах к югу от Орла по харьковской трассе. «Поселок городского типа, промышленный узел района с населением 7 тысяч» — так о нем сказано его в официальных документах Орловской области. Надо отметить, что в поселок Кромы превратился только в советское время, а до этого был городом с увлекательной историей. Первое упоминание Кром датируется наравне с Москвой — 1147 годом. В XV веке здесь был свой князь с мощной крепостью, который не подчинялся Москве и дружил с Литвой, соперницей Московии в борьбе за русские земли. В Смутное время в Кромах два года укрывался и держал оборону Лжедмитрий I, сумевший обаять местных жителей. Затем успех предшественника повторил и Лжедмитрий II, собрав из неугомонных кромчан войско для похода на столицу. В Гражданскую войну Кромы опять стали плацдармом для наступления на Москву — теперь уже белогвардейцев. Но и эта история закончилась провалом. Летопись Кром вообще насыщена событиями, которые могли бы изменить историю страны. Жители города, можно сказать, всегда были в авангарде и пламенно откликались на каждую авантюру — по крайней мере, так было до Гражданской войны. Затем в Кромах утвердилась советская власть, население сократилось вдвое, а большевики лишили это неспокойное место городского статуса, превратив его в село. С тех самых пор вплоть до всеобщей травли и суда над школьным учителем Бывшевым в 2015 году хроника Кром не имела особенно ярких эпизодов.

Ярким эпизодом в жизни Кром мог бы стать экономический кризис, если бы это явление было исключительно местным.

В 2015 году в поселке стала расти безработица. Собственные доходы местного бюджета (и без того очень скромного) составили в 2015 году 14,8 млн рублей. В 2017 году, если судить по официальному прогнозу кромской администрации, доходы упадут до 11,2 млн. Малый бизнес, на котором держалась экономика поселка, пришел в упадок. Производство, созданное в советское время, остановилось в Кромах еще в 90-е годы.

Можно сказать, что сейчас себя хорошо чувствуют только местные силовики, ставшие бенефициарами преследований учителя в 2014–2015 годах. На фоне всеобщего патриотического угара повышение по службе коснулось почти всех участников дела против поэта-экстремиста. Например, основной следователь по делу Бывшева Дмитрий Зубов стал заместителем начальника межрайонного СУСКа. Прокурор Кромского района Максим Гришин, давший в марте 2014 года старт расследованию, отправился вскоре в Орел — на должность начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства облпрокуратуры. А старший помощник прокурора Лилия Лаврова, которая когда-то была ученицей Бывшева, инициировала включение его стихов в реестр экстремистской литературы — и также получила продвижение в Орле. «Все-таки плохой я учитель, — грустно замечает Бывшев. – Она же была у меня лучшей ученицей, одни пятерки ставил, и вот так предала за карьеру… Сам долго не мог поверить, но потом мне сказали, какие там зарплаты. А больше людям ничего не надо».

От патриотического ликования 2014–2015 годов сегодня почти не осталось следа. Но соблазн стремительного карьерного роста не дает покоя уже новому поколению силовиков.

Новое дело по стихам Бывшева ведут уже другие люди. Из прежних остался разве что следователь. Дмитрий Зубов, молодой невысокий мужчина лет 30, сидит в отдельном кабинете местного СКР. Одет он как конферансье — в парадный черный костюм с черным галстуком и белой рубашкой. Заглядывая в его кабинет, Бывшев спрашивает, когда вернут изъятый на экспертизу по новому уголовному делу компьютер: «И что там вообще с этим делом? Живу в неизвестности». «Вы не волнуйтесь, мы вас вызовем, всему свое время, а пока расслабьтесь», — говорит Зубов. «А компьютер?» «Компьютер ваш еще не изучен, да куда же вы так торопитесь!» — улыбается следователь, который, похоже, в хорошем настроении. Правда, когда в кабинет вхожу я, разговор уже не клеится.

— Как продвигается новое дело? — спрашиваю.

— Мне некогда, — мрачнеет Зубов.

— Теперь вы торопитесь?

— Меня сегодня прокурор ждет, — Зубов начинает беспокойно перебирать бумаги. — А с прессой общаться я не уполномочен.

Новый прокурор района Алексей Трянзин держит дело Бывшева на контроле, но разговаривать со мной тоже «не имеет полномочий». У Трянзина мягкий голос и дорогие часы. «Вам надо беседовать с Орлом», — говорит он и дает номер телефона официального представителя ведомства, старшей помощницы областного прокурора Елены Семиной. Но у той, как выяснилось, «есть полномочия говорить только с региональными СМИ, а с федеральными должна говорить генпрокуратура».

Бывший владелец кромской автомастерской на улице 25-летия Октября Самвел Чалоян никогда не видел осужденного за стихи учителя. Но говорит, что два года назад осуждал его вместе со всем городом.

— Такие стихи писать про Россию и президента — это предательство, — говорит Самвел Чалоян. — Он же русский человек! Как он мог вообще так писать?

— А вы помните, что он писал?

— Грязь лил на родину! Что-то там про Крым — наш, не наш. Против наших действий на Украине высказывался. Сам я не читал, конечно, но люди тогда приходили ко мне в магазин, рассказывали — ужас просто, кошмар! Мы все его осуждали.

— А сейчас не осуждаете? — спрашиваю.

— А он и сейчас снова пишет? Не слышал, не знаю. Да и магазин-то пришлось закрыть мне, кризис начался — вот как раз его судили.

— Сейчас у него из-за стихов новое уголовное дело.

— Не знаю. Уже не до стихов, слушай! — говорит Самвел. — Кушать что-то надо, кручусь как белка, таксую. Таких, как ты, целый день вожу, на еду вроде зарабатываю.

Бывший предприниматель везет меня в бордовых «Жигулях» из прокуратуры на вокзал. «Прокуратура — мечта! Кризис, не кризис, сидишь в тепле — хорошо. В полиции тоже — хорошо! Все отсюда уезжают или в Белгород, или в Москву, а если ты у государства кушаешь — не надо никуда ехать. Россия, брат, так и живем». «Так, а про Бывшева что вы теперь думаете?» — спрашиваю. «Про поэта того? — оборачивается Самвел. — Не надо было ему так грязь лить на отечество. Зачем? Был парень нормальный, как все — наш парень! И вдруг — такое. А главное, на хрена? Пытаюсь я его понять и не могу».

 

«Мы поддерживали вас на кухне!»

В офисном здании в центре поселка совсем тихо и пусто, свет горит только в помещении редакции газеты «Заря».

В кабинете за внушительным столом вычитывает полосы редактор газеты Светлана Нашиванко. В углу комнаты — выключенный компьютер со старым большим монитором. Узнав во мне коллегу, Нашиванко неожиданно выскакивает из-за внушительного стола и кричит: «Пресса с Москвы? Я ничего больше не скажу!»

— Ни мне, ни нашим читателем Бывшев не интересен, — говорит она, не давая вставить слово. — Я его плохо знала, практически никак. А потом приезжали эти ваши коллеги с Москвы и такое про нас написали! Хотя я им ничего и не говорила, потому что ну чего о нем было говорить!

— Но зачем тогда вы опубликовали обличительную статью?

— Я опубликовала?

— Ну в вашей ведь газете.

— Газета не моя, — заявила Нашиванко. — И лично мне вообще нет до него дела. Зачем он мне? У меня свои дела есть, своя семья, свои близкие.

— Но человека могут лишить свободы, а вы к этому приложили руку.

— Я приложила? Да мне все равно на него, я же вам сказала! Я делаю газету, вы мне мешаете!

Об Александре Бывшеве не хотят теперь говорить даже те, кто давал против него показания в суде два года назад. Директор школы Людмила Агошкова отказалась разговаривать со мной. Другие учителя быстро разошлись по домам. Оставшаяся в здании завуч Ольга Смолякова сказала, что уже не припомнит русофобских стихов Бывшева. «А мужа директора школы Василия Агошкова, еще одного местного поэта, мы с Бывшевым встречаем в центре поселка. «Все к вам журналисты ездят, Александр Михайлович, — говорит он. — Я двадцать томов стихов написал и никого не заинтересовал, а вы поскандалили — и вон что». Агошков замечает, что жена его была бы рада взять Бывшева назад, но «директор школы — человек подневольный, наверху могут не понять».

— Захотел славы Александр Михайлович, вот и пошел на рожон, не сиделось ему спокойно, — продолжает поэт Василий Агошков. — Вам бы, Александр Михайлович, девчонку за сиську потрогать, совсем другой бы был человек, а вы прославиться хотели.

— Каждый поэт хочет быть услышанным, — отбивается Бывшев. — Пастернак называл стремление к славе естественным. Вы-то сами не ради себя 20 томов написали?

— Сам я страну свою грязью не поливал, моя лира созидает. А вы все на Пастернака равняетесь, — говорит Агошков. — Вы раньше тоже писали, кстати, неплохие стихи, потом вас потянуло на политику. Чему тогда удивляться? Взяли бы вас тогда в Союз писателей под крыло, и не было бы теперь этой глупой истории. Жалко мне, конечно, вас.

— Почему тогда не пожалели на суде, раз вам жалко? Ни слова поддержки не сказали, говорили только мерзости. Колеблетесь вместе с линией партии?

— Мы вас поддерживали дома на кухне! Мы до сих пор поддерживаем, но ситуация вы же видите какая вокруг, Александр Михайлович, поэтому не надо обижаться. Вы же интеллигентный умный человек!

«Нет, я ни о чем не жалею, — сказал Бывшев, когда мы прощались. — Если вернуть все назад, я ничего бы не изменил. Только родителей жалко».

 

Кромы — Орел

 

P.S.

Сотрудники кромской полиции задержали фотокорреспондента «Новой» Влада Докшина во время его встречи с Александром Бывшевым. Днем 7 марта наш фотокор приехал на съемку к герою предстоящей публикации. Вместе они отправились на прежнее место работы Бывшева — в поселковую школу, но попасть внутрь не смогли — двери были заперты. Как выяснилось позже, директор школы Агошкова, увидев их в окне, приказала закрыть школу, а сама вызвала полицию. Влад Докшин и Александр Бывшев были задержаны через полчаса в центре поселка. Полицейские доставили их в отделение и потребовали написать объяснительные — с какой целью они ходили к школе.

**

 

Хочется, однако, понять этот тягостный социальный феномен, дать ему адекватное социологическое, психологическое, историческое (если угодно – антропологическое) объяснение.

Другой наш корреспондент и участник этой переписки, киевский социолог Роман Ленчовский по этому поводу написал:

«Друзья, по случайному совпадению смотрел сегодня почти продолжение темы, точнее, весьма толковую, как и ожидалось,  интерпретацию у Л. Гудкова типичной для современной России (особенно для  провинции) той самой ментально-поведенческой констелляции, что так точно схвачена в этом кошмарном "репортаже" П. Каныгина в НГ»

И далее Р. Л. цитирует из сайта НИУ «Высшая школа экономики»:


"Социальная среда этой периферии, судя по данным социологических опросов, образует зону хронической социальной депрессии, стагнации, характеризующаяся повышенным уровнем социальной аномии и патологии. Конечно, и она в свою очередь неоднородна, но по отношению к изменениям образа жизни в крупнейших городах, это население отличается отсутствием жизненных перспектив, деградацией социальной инфраструктуры, сохранившейся от советских времен, очень высокой степенью зависимости от властей и, соответственно, доминирующими государственно-патерналистскими ориентациями и установками. Однако именно эти группы образуют основной электоральный ресурс партии власти, перевешивающий поддержку любых партий либерального толка". 

(...) 

" Но ориентация на «среднего человека» или образ жизни «средних слоев» по-своему означает незначимость «элиты» в культурном и символическом плане, то есть в группы, выступающей качестве носителей или источника образцов для всех остальных слоев и категорий населения. С одной стороны, власть, обладая в силу уже сказанного слабой легитимностью, устанавливает иерархический порядок господства и подчинения, распределения материальных ресурсов, с другой – она накладывает табу и запреты на любые возможности критического осмысления и оценки своего статуса и деятельности. Поэтому сегодня мы наблюдаем противоречивые тенденции: а) усилия по закреплению позиций нынешних властных группировок путем вполне традиционных механизмов (непотизм, рассаживание родственников на доходные или ключевые позиции кормления), б) попытки утвердить этос «нового дворянства» - старания представить кадры политической полиции и спецслужб как новую аристократию, то есть придать социальным привилегиям этих групп видимость сословности, оправдание их эксклюзивного положения (их алчности и хищничества) высокими идеалами государственного служения. Можно иронизировать по поводу фантома «православного чекизма» или неуклюжих стараний закрепить права нынешних «нуворишей», олигархов, повторяющих манеру «мещанина во дворянстве», но нельзя не видеть в этом серьезности проблемы –– неоформленности принципов социальной морфологии. Никаких признаков группового или классового, слоевого, корпоративного самосознания или солидарности мы не обнаруживаем."

(Л.Гудков. "ПАРАДОКСЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ В РОССИИ" https://www.hse.ru/data/2016/06/21/1116116668/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.pdf - С.10 и 12.)

 

Комментарий Р. Ленчовского

«…Стоит прочтения - полностью! 

(Выше скопировал лишь моменты почти буквального тематического совпадения с репортажем в НГ: ведь опальный поэт-учитель А. Бышев мог бы войти в культурную ЭЛИТУ хотя бы орловщины, - если бы таковая вообще СУЩЕСТВОВАЛА...)

Один из выводов Льва Гудкова весьма кардинален в методологическом плане: необходимо пересмотреть  "принятые процедуры описания социальной структуры в России", поскольку они выработаны совсем для другого типа обществ, а здесь попросту НЕ РЕЛЕВАНТНЫ» . 

Цитата из Л. Гудкова:

 

"Правильнее было бы говорить о наличии специфической матричной системы: доминирующем значении регионального фактора, воспроизводящего структуру «центр-периферических» отношений на более низком уровне" (с.10). 

"Другими словами, мы имеем дело с обществом, где нормой является не ориентация на повышающую мобильность (стимул репрезентации своего человеческого достоинства и самоуважение, основанных на сознании своих усилий, квалификации и неотчуждаемых прав), а стратегия «быть не хуже, чем все». То есть «немного лучше, чем совсем плохо»." (с.13)

"В нашем случае, то есть для общества, с трудом пытающегося выйти из патерналистской системы господства и обусловленной ею социальной структуры, – принципы социальной морфологии иные: процессы дифференциации идут не столько по оси функционального выделения и автономизации социальных групп, сколько по оси «власть-подчинение», по оси административного контроля и распределения ресурсов. Поэтому на первый план выходят такие факторы, как «центр-периферия» (простейший вид организации, где за центром записывается функции целеполагания /политические и контроля/, а за периферией – исполнение). И такое положение неизбежно будет сохраняться до тех пор, пока не будут исчерпаны ресурсы институциональной системы тоталитаризма (характерной для него организации власти, суда, правоохранительных органов, массового образования), пока не будет сокращена огромная доля госсектора в экономике, не исчезнет распределительный характер государственной социальной политики и т.п. Во всяком случае пока никаких признаков массовой готовности каким-то образом представлять свои групповые права и интересы в политическом поле не видно. А это ставит под вопрос сам тезис о реальности социальной морфологии, природе российской структуры, то есть наличие осознанной классовой или групповой идентичности. Было бы, наверное, слишком сильным преувеличением утверждать, что исследования социальной стратификации в России порождают эффекты «мнимости», производные от используемых процедур измерения, но и сказать, что мы получаем в ходе подобных измерений некие социальные сущности, «социальные силы», то же нельзя" (с.13).

"Доминирование массовых ориентаций на социальную «середину», бескачественность социально-структурных самоопределений предполагает жизненные стратегии «пассивной адаптации», императивы и нормы простого социального выживания. Если всерьез принять этот вывод, то, следуя его логике, необходимо менять всю парадигму изучения социальной стратификации в посттоталитарных обществах" (с.14).

 

Я вполне согласен со своим другом и коллегой Р. Л., столь кстати поделившимся разысканным им в интернете опытом социологмческого осмысления  «ментально-поведенческой констелляции», наблюдаемой вокруг «дела школьного учителя из российской глубинки Александра Бывшева» (уголовного преследования за «непатриотичные» стихи).

И еще один «поворот темы».

Я имею удовольствие быть подписчиком ежемесячного информационного бюллетеня Воронежского Института общественного мнения «Квалитас» (рук. - Нелли Романович). Это один из самых авторитетных региональных полстерских центров, проводящих ежемесячные опросы по репрезентируюшей население г. Воронежа выборке.

Здесь  данные ответов на два вопроса из февральского мониторинга «Квалитас».

(Опрос проведён ИОМ "Квалитас" 24 – 26 февраля 2017 года методом телефонного интервью. Выборка репрезентативна для населения г.Воронежа старше 18 лет по полу и возрасту. Опрошено 606 человек)

 

«ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО В СЛЕДУЮЩЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ВНОВЬ СОСТОЯТСЯ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК, ЗА КАКУЮ ПАРТИЮ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ?

Согласно результатам опроса, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то за партию «Единая Россия» отдали бы свои голоса 40% жителей Воронежа старше 18 лет. Можно ли сказать, что на выборах партия власти получила бы 40% голосов избирателей? Конечно же, нет, так как в опросе участвовали и те, кто не пошел бы на выборы (20%), и те, кто испортил бы бюллетень (4,5%), и те, кто еще не определился со своей позицией (8%) Если же мы возьмем в расчет только тех, кто продекларировал свое участие в выборах и определился со своими партийными предпочтениями, то процентные показатели отдельных партий будут выглядеть иначе:

ü  «Единая Россия» - 58%

ü  КПРФ – 15%

ü  ЛДПР – 12%

ü  «Справедливая Россия» - 7%

ü  «Яблоко» - 2,5%

…СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ДОПУСКАЕТЕ ИЛИ НЕ ДОПУСКАЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА В. ПУТИНА, ЕСЛИ БЫ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ СОСТОЯЛИСЬ СЕГОДНЯ?

Выборы Президента России состоятся не ранее, чем через год, а в публичной сфере уже вовсю обсуждаются возможные претенденты на высший государственный пост. Главная интрига – кто составит конкуренцию действующему Президенту. Участие же самого В.Путина практически уже никем не ставится под сомнение.

Заявили, что проголосовали бы за Путина, 86,5% всех опрошенных. Заявили, что не ддопскают такой возможности, 10,25 опрошненных. Затруднились с ответом – 3,3%».

 

(Интересно, что разные социальные группы, выделенные по полу, возрасту, образованию, весьма слабо различаются в своих показателях).

Эти данные для нас особенно интересны именно как РЕГИОНАЛЬНЫЕ (впрочем, почти не расходящееся со среднестатистическими по стране). Причем это данные ГОРОДСКИЕ. Можно предположить, что сельские были бы еще выразительнее.

Это данные по г. Воронежу. Воронежская и Орловская области - обе относятся к среднерусской полосе российской провинции. Можно условно  принять, что по состоянию массового сознания они различаются мало. (И даже «власть тьмы» в Орловской гуще, если вспомнить недавнюю историю с триумфальной установкой памятника Ивану Грозному в Орле).

Таким образом, вышеприведенными двумя вопросами электорального мониторинга обрисован общественно политический (а в значительной мере и общий ментально-культурный фон «российской глубинки», внутри которой «произрос» рассмотренный выше «кейс Бывшева» (строго говоря не Бвышева, а обыватльской, «образованской» среды конкретного поселка городского типа.

Вместе с цитированным Р. Ленчовским анализом директора Левада-центра Л. Гудкова (относящимся к общим закономерностям массовой духовной деградации, особенно – провинциальной социальной среды, мы получаем достаточно внятный ответ на причины остракизма, который довелось испытать школьному учителю (изгнанному из школы) и поэту (автору «уголовно наказуемых» стихов) Александру Бывшеву из пос. Кромы, Орловской области.

 

А. Алексеев. 11.03.2017.

**

 

См. ранее на Когита.ру (в цикле «Выбранные места из переписки с друзьями»)

 

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (1)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)

- Переписка «романтика» и «реалиста»

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)

- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера

- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)

- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)

- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)

- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)

- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)

- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)

- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)

- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)

- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)

- Каспаров – Шейнис, на «Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)

- Тест на гражданственность (А. Алексеев). Освоение как фактор эволюции (Д. Бродский). Из переписки с друзьями (15)

- А. Алексеев. Познание действием… Из переписки (16)

- Обратная связь. Из переписки с друзьями (17)

- А. Алексеев. Из переписки с московским коллегой (18)

- О Крыме. Об «иноагентах». Выбранные места из переписки с друзьями (19)

- Из переписки с друзьями и коллегами (20)

- «Драматическая социология», «социологическая ауторефлексия» и «автоэтнография». Из переписки (21)

- Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"

- Коллективный портрет Бориса Докторова (из переписки с друзьями – 23)

- Социологи – это кто? И – что считать искусством? (из переписки с друзьями – 24)

- Бесценный дар от матери. Обсуждение (из переписки с друзьями -25)

- Из семейной переписки (из переписки – 26)

- Дневник 9-летнего и 73 года спустя (из переписки – 27)

- Шаги вверх по «лестнице потребностей» (из переписки – 28)

- «100 вопросов о Вашей жизни» 40 лет спустя (из переписки – 29)

- «Кушать подано!» (из переписки – 30)

- «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку» (Вольтер) (из переписки – 31)

- «Я иногда чувствую себя учеником, а иногда просветителем, и даже психотерапевтом…» (из переписки – 32)

- Чему научил Аристотель Александра Македонского (из переписки – 33)

- «Валить» или «жить в оккупации»? (из переписки – 34)

- Из переписки с друзьями: «Моя жилищная история»; «Секрет Полишинеля - 2» (выпуск 35)

- «Все они красавцы, все они таланты, все они поэты…». Продолжение темы - 1 (из переписки – 36)

«Все они красавцы, все они таланты, все они поэты…». Продолжение темы - 2 (из переписки – 37)

- Термин, возникший из шутки (из переписки – 38)

- «Все они красавцы, все они таланты, все они поэты…». Продолжение темы - 3  (из переписки – 39)

- Диалог друзей поверх границ  (из переписки – 40)

- «Туда не горюй! Сюда горюй!» (из переписки – 41)

- «…Она небытие свести на нет поможет Богу!» (Ю. Линник) (из переписки – 41а)

- «И вот случилось тебе такое счастье – разговоры с Рапопортом. Увы, неповторимое…» (из переписки – 42)

- В помощь пишущим о предках и о себе самом / самой (из переписки – 43)

- О различении «тактики» и «стратегии» в поведении людей (44)

- «Зияющие высоты» А. Зиновьева и «Коллективистское общество» З. Файнбурга (45)

 

 

.