Ода Женщине
На снимке: Татьяна Друбич
Послепраздничное
Вот минул и еще один многокрасочный праздник – Женский день -- завершился шумным застольем, тостами, объятиями, поцелуями. Цветочные магазины работали круглосуточно! Витрины ломились от поздравительных открыток. -- всё к вашим услугам. Не надо ломать голову, подыскивая нежные слова – за вас уже всё сделали! Горячие пожелания, рассчитанные на отклик женских сердец, характеров, даже самых причудливых, непредсказуемых, вздорных, выпукло вытиснены золоченым шрифтом, обрамлены броскими цветочками, зверюшками, завитушками и даже сопровождены популярными именами – на выбор! Удобно!
А чем и кем нас приветствовали средства массовой информации и прежде всего каналы ТВ? Вот пестрая галерея портретов знаменитостей, которых мы готовы поздравлять и радоваться их успехам! Щедро представлены и «мир искусства» и «мир власти». Примадонны, шоу-, теле- и кинозвезды, поэтессы, писательницы, режиссеры -- так сказать, передовики художественного, духовного производства совершенно неотразимы! Их изображения соседствуют с женскими ликами передовиков производства идеологического и материального -- лидеры партий, фракций, ведомств преисполнены значимости -- заботливо-покровительственные снисходительно-усталые улыбки говорят сами за себя: у нас в стране любой труд почетен.
А на службе, дома -- тоже ведь праздник – на корпоративах весело воркуют очаровательные коллеги, в лифте улыбаются квартирные соседки, звонками и эсэмесками кстати и некстати напоминают о себе дальние и близкие родственницы, далекие пляжные приятельницы! Право же, раствориться, расслабиться в этом водовороте любвеобильных эмоций – мечта каждого!...
…Но неотвратимо наступает рабочая неделя, амплитуда настроений сокращается до привычной тусклой повторяемости. Встряхнули нормальность – и будет! Дело надо делать, господа…
…И все же два лика из пестрого портретного множества произвели на меня впечатление какой-то безоглядной душевной открытостью, светом благородства, неотразимым обаянием красоты и пронзительной совестливостью.
Что поражает в Женщине? Непостижимая глубинность, импульсивность и непредсказуемость натуры, мудрость поступка, игра интуиции, пронзительность откровенного чувства, острота скрываемой душевной боли. Женская проницательность подчас внезапно обезоруживает откровением, окрыляет восторгом бытия, а иногда отрезвляет жесткостью неопровержимой истины. В веселом и отважном безрассудстве, в безответственном кокетливом щебете вдруг открываешь драматизм жизни, горькую истину смыслов существования, неумолимую необратимость времени.… «У круглых дат вторая цифра ноль» -- предупреждала рано ушедшая ленинградская поэтесса теперь уже прошлого века Елена Шварц.
…За сорок лет московской жизни столица не вытеснила Ленинград из моего подсознания. Вспоминаются дома, закоулки, улицы, длинный проходной двор с выходом на Фонтанку. Здесь жил Сергей Довлатов, его терпкая ирония, спортивная словесная реактивность, игровая размашистость и при этом внутренняя сосредоточенность определяли «ленинградскую» ауру, элегантность, шарм, стиль. Женщины, кстати, искренне ценили в нем тонкое, не всем мужчинам дарованное понимание загадочной и часто труднопостижимой женской психологии. «Я совершенно убежден, что можно покорить любую женщину, без конца фотографируя её». Тут он был, безусловно прав… Другое наблюдение серьезнее: «Это страшное дело, когда актрисы плачут в нерабочее время».
Довлатов – человек театра, знал и понимал притаившееся безжалостное коварство закулисья. Впрочем, «весь мир театр, а люди нем – актеры». А уж ремесло актрисы – «Быть женщиной великий шаг, сводить с ума – геройство!» Безумие страсти, восторг любви, страх измены, порыв души, движение неуправляемого тела, радость прикосновения, ужас брезгливости, трепетность интонации, смех, рыдание – все смешано, обнажено, напоказ, наизнанку: на сцене самое сокровенное, затаенное становится публичным – «Ваш выход! Извольте!» -- Зал гудит, все билеты проданы!
«--Не говорите мне, что сильные девочки не плачут. Сильные девочки ревут. Громко и больно. Плотно прикрыв дверь в туалете. А потом, подправив макияж, нацепив улыбку счастья, снова идут туда, где их заведомо ожидает новая боль и страдания».
Это театр? Нет – это жизнь… Актрисы? Женщины? Впрочем, разделимо ли это…
…В портретах, промелькнувших в праздничные дни на афишах и экранах, не затерялись два, особенно меня впечатливших – Чулпан Хаматовой и Татьяны Друбич. Поистине прекрасные Женщины да и Актрисы Божьей милостью. Но не только. Они – Подвижники. В том, что подвижничество их естественно как дыхание, органично, природно сопрягается с их удивительным талантом и душевной чистотой – великая и прекрасная тайна.
В самом деле – почему эти успешные, не обойденные личным счастьем и зрительским поклонением женщины – с так безоглядно – даже в ущерб своему призванию, творчеству -- бросаются к неизлечимым детям, ищут спонсоров-благотворителей, взращивают бескорыстных волонтеров, создают хосписы для обреченных, которые, по их собственному признанию, слабонервным людям посещать опасно. А может быть такая душевная самоотдача и обогащает их художнический дар?
Такое не всем по силам и уж конечно -- не всем дано. Чулпан Хаматовой и Татьяне Друбич – дано. Они не прячутся от горя и детской боли, они сами идут им навстречу. «Жить и не быть ни разу счастливым – это слишком большая роскошь, этого человек не может себе позволить. Любовь—это дар, который надо беречь». Так говорит Актриса, Женщина, Врач (это вторая профессия Т.Друбич). «Есть две травмы – любовь и возраст. Старость – это не для слабаков. И с любовью также – это всегда боль и всегда зависимость… Это боль, которая делает тебя человеком. И смерть – это вещь, которая делает тебя человеком… Счастье – это правильный выбор трех вещей: человека рядом, профессии, места где живешь».
Такая вот «философия триединства».
У Татьяны Друбич, как и у Чулпан Хаматовой -- трое собственных детей… Казалось бы, материнский инстинкт вполне реализован. Но что-то движет ими в их беспокойной и прекрасной жизни… Может быть, именно он?
Семья, сцена, экран, фестивали, гастроли, приёмы, триумфы, аплодисменты, успех, богема! И сознательное возвращение т у д а, где дети, смерть, любовь, самопожертвование и жизнь – рядом... Где сострадание –естественное состояние души .. Это их выбор.
***
…Право же, как причудлива подчас в бессонную предрассветную пору смута настроений, фантазия воспоминаний. «…Можно покорить женщину, без конца фотографируя ее…». И ещё признание «от Довлатова»: «Какими бы разными мы ни были, всё равно навсегда остается Ленинград: мокрый снег и прошлое, которое не вернуть. Я думаю, мы все плачем по ночам»…
А между тем, за окном уже светает…
В. Дмитриевский
9.03.2017
**
См. ранее на Когита.ру (цикл «На ночь глядя»):
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)
- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)
- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)
- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)
- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)
- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)
- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)
- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)
- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)
- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)
- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)
- О памятниках. На ночь глядя (12)
- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)
- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)
- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)
- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)
- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)
- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)
- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)
- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)
- Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)
- Памятник при жизни. Из цикла "На ночь глядя" (22)
- «…предлагали проекты о введении единомыслия и спешили указать на вред, который от разномыслия происходить может…» (На ночь глядя - 23, 24)
- «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!». На ночь глядя (25). Улыбка Медведева
- Улыбка Яровой. На ночь глядя (26)
- Улыбка Кехмана. Рано поутру и на ночь глядя (27)
- Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход» (На ночь глядя - 28)
- Непроизвольная улыбка Чулпан – улыбка года (На ночь глядя – 29)
- Архиодаренные (На ночь глядя – 30)
- «У нас благопристойность своя, особливая…». На ночь глядя – 31
- «Я люблю тебя, жизнь!» (На ночь глядя – 32)
- Красная площадь, оборудованная как для скорби, так и для веселия (На ночь глядя – 33)
- «Инженеры человеческих душ» (На ночь глядя – 34)
- Уже и некоторые верующие оскорбились государственной защитой их чувств (На ночь глядя – 35)
- Спасибо буржуям, они – наша социально-экономическая скрепа! (На ночь глядя – 36)
- «…Есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; / Там будут лишь учить по нашему: раз-два; / А книги сохранят так, для больших оказий…» (На ночь глядя – 37)
- Лучший Новогодний подарок (На ночь глядя – 38)
- Опера матушки Ираиды «Рождество» на сцене новосибирского театра (На ночь глядя – 39)