Социологи – это кто? И – что считать искусством?
(1)
СОЦИОЛОГИ – ЭТО КТО?
Спонтанный обмен мнениями между Б. Докторовым и мною вывел на интересную общенаучную тему. А. А.
А. Алексеев – Б. Докторову
Боря! См. на Когите:
«53 года в России и уже 8000 дней в Америке
17.06.2016
Недавно мы отмечали 75-летний юбилей социолога и историка социологии, «русского американца» и постоянного автора Когита.ру – Бориса Докторова. К этой дате он написал и опубликовал автобиографическую повесть (в форме беседы с коллегой), под названием: «Моя жизнь: 53 года в России и уже 8000 дней в Америке». Републикуем ее на нашем портале, в нескольких частях, с продолжением, в рамках уже привычного нашему читателю цикла «Автобиографические рассказы социологов». А. Алексеев.
АА. 17.06.2016
Б. Докторов – А. Алексеев
Спасибо, Андрей... вот и я буду перечитывать и думать. Не только о прожитом, но и о жанре... похоже, что «автобиографическое повествование» надо относить к «драматической социологии». (17.06.2016)
А. Алексеев – Б. Докторову
Боря! Думаю, не всякое автобиографическое повествование можно отнести к драматической социологии. Твое - можно… 17.06.2016.
Б. Докторов – А. Алексееву
А я и не все отношу...
Как-то спросил Ядова, к какому поколению социологов отнести Ельмеева, к первому или второму... А Ядов написал:«Ты считаешь, что он был социологом?». Правда, потом написал: «Конечно, к первому»… (17.06.2016).
А. Алексеев – Б. Докторову
Среди твоих собеседников (в книге «Биографические интервью с коллегами-социологами». – А. А.) есть персоны, которых можно отнести только к социологическому сообществу, но не к категории социологов. Социальный институт науки и наука - разные вещи… 17.06.2016.
Б. Докторов – А. Алексееву
Конечно... я думаю (слегка) на эту тему... буду писать о Б.Г. Кузнецове как о социологе... потому и думаю... (17.06.2016).
А. Алексеев – Б. Докторову
Конечно, грани между научными дисциплинами размыты. И даже между наукой и другими сферами деятельности. Вот "Остров Сахалин" Чехова - это социология, литература или публицистика? А "Былое и думы" Герцена?
Мне кажется, профессия - как национальность. Тут очень важна самоидентификация: кем себя человек считает. Вряд ли Кузнецов считал себя социологом, скорее он относил себя к историкам науки.
Это не значит, что нельзя в его трудах усмотреть социологизма или еще чего.
Но вообще, как правило, социологи - это те, кто сам себя так называет… 18.06.2016
Б. Докторов – А. Алексееву
Это в наше время...но не в 50-60-е... Тем более, что он работал с Бухариным... Да и вообще, тогда слово «социология» не было ходовым... Тем более, что, конечно, он был историком науки... (17.06.2016).
А. Алексеев – Б. Докторову
...Бухарин в своих теоретических трудах был социальным философом, от чего, думаю не отрекся бы. Вообще, социальная философия - одна из частей , ипостасей социологии (в современном, широком смысле слова). Недаром Юрий Давыдов со товарищи в своей "Истории социологии" ведут отсчет чуть ли не от Платона .
Социальными философами были и Маркс с Энгельсом (вспомним хотя бы "Немецкую идеологию"). Маркс был не только экономистом, но и "политологом", и "политическим историком", и даже политическим журналистом, а Энгельс, к примеру, также и "антропологом" (вспомним, "Происхождение семьи, частной собственности и государства").
Энгельс был также и "эмпирическитм социологом" (вспомним "Положение рабочего класса в Англии").
Не чужд "эмпирической социологии" оказался и Ульянов-Ленин (я, в годы своей социолого-журналистской молодости, предпринял попытку реконструкции "социологической программы" ленинского исследования силы разных течений в российской социал-демократии 1910-х гг, через сравнение структуры денежной поддержки большевистских и меньшевистских органов периодической печати; большую статью на эту тему написал)
Или вот, скажем, в какую дисциплинарную клеточку отнести Любищева, Вернадского, Менделеева?
Крупные деятели науки и культуры не вмещаются в "гербарий" классификации наук. Что не отменяет возможности трактовки отдельных аспектов их творчества или даже творчества в целом в свете той или иной современной науки. Скажем, "Бальзак как социолог" - вполне правомерная постановка вопроса, если не забывать о своего рода метафоричности такого определения… 18.06.2016.
Б. Докторов – А. Алексееву
Все верно... И я размышляю в этой плоскости... И думаю, что такое «расширительное» понимание социологии иногда полезно... для социологии…. (17.06.2016).
**
(2)
ЧТО СЧИТАТЬ ИСКУССТВОМ?
10 июня 2016 на Когита.ру был опубликован материал: Художественная акция Петра Павленского как социологический кейс. Мой коллега и друг, социолог Владимир Ильин откомментировал его. Я ответил. А. А.
…Павленский показал смерть искусства как самостоятельной и очевидной сферы общественной жизни, он показал, что грань между искусством и жизнью во всех ее проявлениях стирается, а потому слово "искусство" имеет тенденцию стать ярлыком, обозначающим отсутствующее явление. И его заслуга как художника-экспериментатора в том, что он доводит очевидный тренд до абсурда, делая призрачность границы очевидной для всех. И при таком подходе искусством является любой акт, который его творец называет таковым, а художником, - любой, кто видит в своих действиях художественный смысл. Судья с тем же основанием, если бы имел формальные права, мог назвать судебное заседание спектаклем с явным художественным смыслом. И российские болельщики во Франции выступили как мастера современного искусства, организовав зрелищный спектакль, который смотрит и пересматривает огромная аудитория, разделившаяся на враждующие сектора и приписывающая этому перфомансу совершенно противоположные смыслы. И масса людей, отбывающих сроки за поджоги дверей представителей власти, журналистов, подлых соседей, конкурентов и т.д. не являются художниками, поскольку не смогли приписать своим актам художественный смысл…
А. Алексеев – В. Ильину
…Думаю, Павленский, если говорить с точки зрения сугубо искусствоведческой, показал не «смерть искусства», как особой сферы социальной жизни, а его синтез с другими сферами, от искусства довольно отдаленными. Кстати, такой синтез – прерогатива не только художественного акционизма, он в принципе возможен в различных формах искусства.
И еще одно замечание – по поводу подхода, при котором «искусством является любой акт, который его творец называет таковым», и т. д.
Всякое произведение искусства, как правило, есть «встреча» деятельностей художественного творчества и художественного восприятия. Первое может иметь «отложенное» (во времени и пространстве) восприятие, второе же в принципе возможно и без художественного созидания, как такового
Иначе говоря, эстетический заряд может проявиться в продукте или плоде человеческой деятельности, который сам творец вроде в него и не закладывал. Но воспринимающий «примысливает», привносит художественный смысл и эффект. И тогда художественный акт можно считать состоявшимся.
Наконец, эстетический эффект в сознании «рецепиента» может быть произойти из восприятия не только плода человеческой деятельности, произведения культуры, но и явления или процесса природы (где «художником» выступает разве что сам Господь бог).
Итак, мало одного только художественного намерения и самоопределения (их, как сказано, может и не быть). Нужно еще высокое художественное (со)переживание, в пределе - катарсис.
19.06.2016
**
См. ранее на Когита.ру в цикле «Выбранные места из переписки с друзьями»
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)
- Переписка «романтика» и «реалиста»
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)
- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера
- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)
- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)
- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)
- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)
- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)
- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)
- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)
- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)
- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)
- Каспаров – Шейнис, на «Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)
- А. Алексеев. Познание действием… Из переписки (16)
- Обратная связь. Из переписки с друзьями (17)
- А. Алексеев. Из переписки с московским коллегой (18)
- О Крыме. Об «иноагентах». Выбранные места из переписки с друзьями (19)
- Из переписки с друзьями и коллегами (20)
- «Драматическая социология», «социологическая ауторефлексия» и «автоэтнография». Из переписки (21)
- Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"
- Коллективный портрет Бориса Докторова (из переписки с друзьями – 23)