Шаги вверх по «лестнице потребностей»
На снимке: картинка из книги Гурьева «Земля и небо», читанной в детстве. А. Алексеев.
См. ранее на Когита.ру:
- А. Алексеев. Бесценный дар от матери
- Бесценный дар от матери. Обсуждение
- Дневник 9-летнего. Окончание
- Дневник 9-летнего. Обсуждение
- Дневник 9-летнего и 73 года спустя
**
Д. Бродский – А. Алексееву
Дорогой А.Н.!
Прочитал Ваш дневник. И решил поделиться с Вами своими выводами о Вас девятилетнем. Вот они...
Познакомившись с дневником девятилетнего, я как психолог мировоззрения могу заключить, что паренёк в свои 9 лет нацелен на познание, причём, на познание, как форму освоения мира, а не приспособления к нему...
Он относится ко всем своим занятиям: чтению научно-популярной литературы, изучению языков, и др. предметов, ведению дневника, написанию рефератов, пилке дров, одинаково ответственно, как к коллективному сотрудничеству..., с мамой, папой, и открывшимися ему историческими личностями: биологами-натуралистами, геологами, географами-путешественниками, и т.п.
Он и в школе ищет такого же, ответственного за результат, отношения к знаниям, как среди учителей, так и однокашников, но не находит понимания.. Возможно даже, что они "держат" его за чудака, и, или игнорируют, или, даже, обижают его...
Апелляция маленького Андрюши к Человечеству говорит о том, что мальчик уже достиг ПОТРЕБНОСТИ СОВМЕСТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (в планетарном масштабе). Но и этого мало...
Использование автором дневника таких слов и словосочетаний, как: "великий", "ИЗВЕСТЕН в будущем", "моих трудов", равно как мечты о том, чтобы занять место в музее, в виде неких старинных и любопытных артефактов, указывают на то, что высшей потребностью ребёнка уже в этом возрасте стала ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАЧИМОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (ПЗС).
То есть, уже ясно, что Андрей в свои 9 лет нацелен выбрать направление свой будущей деятельности в области науки или связанной с нею областью: журналистикой или писательством.
Интересно другое. Когда (и при каких обстоятельствах) Вы, уважаемый Андрей Николаевич почувствовали "сладость" следующей, более высокой потребности, сделавшей Вас свободной личностью, возвысившейся над своим объективным положением "раба КПСС" - ПОТРЕБНОСТИ СВОБОДНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ? Во всяком случае, в соответствии с моей классификацией (1) после ПЗС следует она... (7.08.2016)
1.Бродский Д. Освоение как фактор эволюции. 24.02.2016
http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/test-na-grazhdanstvennost-a-alekseev-osvoenie-kak-faktor-evolyucii-d-brodskii-iz-perepiski-s-druzyami-15
А. Алексеев – Д. Бродскому
Дорогой Дима!
Заинтересован и тронут Вашей рефлексией по поводу «Дневника 9-летнего». Я обязательно открою этим текстом готовящуюся публикацию «Дневника отрока (13 лет)».
Ваша «лестница потребностей», усмотренная в малолетнем авторе: познание - совместное (с человечеством) существование (я бы назвал это «причастностью»), наконец - значимое существование (чтобы пригодиться потомкам…) Очень, интересная, кстати, модель. От приобретения (знаний) к отдаче (другим). Можно сказать, благородное стремление.
Ну, понятно, детскость пополам с «ученостью» производит также и комическое впечатление. Понятно также, что неординарность автора дневника есть прямая функция родительского (материнского) воспитания, поистине неординарного (особенно в тогдашних условиях). Ведь парадоксально, что военное детство позволило опередить ровесников на два года в ступеньках образования (я поступал в Университет еще с метрикой, а не с паспортом,.
Вы точно уловили самый значимый из инсайтов еще не достигшего десятилетия ребенка:
«20 мая 1944 г. 14 ч. Впервые я хочу записать мою заветную мечту: я не хочу чтобы обо мне узнало человечество теперь. Я хочу только чтобы я был известен в будущем. Я хочу чтобы потомки собрали материалы о великих открытиях, о происхождении земли, о происхождении наук и т. д. из моих трудов. Чтобы мои вещи и книги были помещены в музей как образцы старины».
Я сам вздрогнул, когда встретил эту запись 72 года спустя. Действительно, заявление не по годам.
Тут, пожалуй, своеобразное «смирение паче гордости»: пусть обо мне узнают не современники, но потомки. Интересно, однако, в каком качестве претендует этот ребенок на будущую известность: «чтобы мои вещи и книги были помещены в музей как образцы старины». У него вдруг некое провидение «эстафеты поколений». Не о себе заботится, а о тех, кто еще не родился, ибо откуда же, как не из его «трудов» они смогут узнать о «великих географических открытиях» и т. д.
Это очень интересная особенность детского самосознание: некий эгоцентризм в сочетании с желанием общественного служения. Отчего и сегодня не отрекусь.
Мне сызмальства нравились «романы катастроф» (кстати, отсутствовавшие у Жюля Верна). Вот, остались от человечества считанные единицы уцелевших людей и почти не осталось артефактов. И – вдруг - именно мои «вещи и книги» окажутся теми, что чудом сохранились, и донесут до возрождающего человечества информацию о минувшем.
Кажется, эта запись в «Дневнике 9-летнего» была первым изъявлением такой «нескромной» амбиции личного культурного вклада, в трансформированном виде сохранившейся на всю жизнь.
Вообще, ранняя установка на создание «литературных» произведений проявлялась не только в текстах, но и в детских фантазиях, скажем, о будущих названиях «взрослых» сочинений. (Причем, именно названий, содержание не просматривалось). Так вот, одним их таких названий было: «Дело» (и как до сих пор помню?). Чуть ли не мистическое провидение: 40 лет спустя – «Дело социолога-рабочего».
Теперь о Вашем вопросе: момент возникновения потребности в свободном существовании. Вы знаете, зародыши этой потребности (как и всех остальных) можно обнаружить очень рано (ведь даже в 9-летнем возрасте наш герой испытал радость СВОБОДНОГО труда, включая само по себе писание дневника).
Но осознанная потребность, или отрефлексированное жизненное стремление к свободе возникает уже в гораздо более позднем возрасте, и, пожалуй, есть признак зрелости, наступившей для автора этих строк довольно поздно.
Недаром я себя впоследствии называл «запоздалым», или «дурным» шестидесятником.
Ваш – Андр. Алексеев. 7.08.2016
**
См. ранее на Когита.ру (в цикле «Выбранные места из переписки с друзьями»)
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)
- Переписка «романтика» и «реалиста»
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)
- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера
- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)
- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)
- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)
- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)
- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)
- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)
- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)
- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)
- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)
- Каспаров – Шейнис, на «Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)
- А. Алексеев. Познание действием… Из переписки (16)
- Обратная связь. Из переписки с друзьями (17)
- А. Алексеев. Из переписки с московским коллегой (18)
- О Крыме. Об «иноагентах». Выбранные места из переписки с друзьями (19)
- Из переписки с друзьями и коллегами (20)
- «Драматическая социология», «социологическая ауторефлексия» и «автоэтнография». Из переписки (21)
- Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"
- Коллективный портрет Бориса Докторова (из переписки с друзьями – 23)
- Социологи – это кто? И – что считать искусством? (из переписки с друзьями – 24)
- Бесценный дар от матери. Обсуждение (из переписки с друзьями -25)
- Из семейной переписки (из переписки – 26)
- Дневник 9-летнего и 73 года спустя (из переписки – 27)