«100 вопросов о Вашей жизни» 40 лет спустя
Три недели тому назад мне позвонил мой коллега и друг Владимир Костюшев и выразил желание приехать ко мне домой на Малую Охту. Я сказал, что буду рад встрече.
Дальше произошло то, что впоследствии он описал на своей странице в Фейсбуке:
«22 июля приехал к Андрею Алексееву и Зинаиде Вахарловской - поздравил Андрея Николаевича с 82-летием. Среди прочих подарков был экзотический и символический - бланк интервью "100 вопросов о Вашей жизни. Социологическое интервью" из января 1974 г. (оказалось, что такой бланк сохранился и в архиве А.Н.). И вот - через 42 года - автор впервые (!) отвечал на вопросы своей легендарной методики…».
И вот три недели спустя:
В. Костюшев – А. Алексееву
Андрей,
я заготовил вариант поста об интервью с тобой - посылаю для избежания неточностей - все-таки, как ни крути, публикация - пусть и на фейсбуке…
Особенно буду благодарен за уточнения: 1) название книги Мэри Маколи о правах человека (знаю, что вышла в 2015 году в NY, но ты читал русское издание в переводе? 2) о количестве читаемых книг - хорошо бы уточнить более строго, 3) о месте работы в Новосибирске - в лаборатории Шубкина? 4) об инструкции к «100 вопросам…» - есть ли она у тебя?
Вероятно, что-то еще можешь посоветовать..
Думаю, комментарии не нарушат протокольных правил…
Вместе с постом повешу фотографии, что сделала Зина, а также свои фото методики..
Твой интервьюер по Твоей методике,
В. (13.08.2016)
А. Алексеев – В. Костюшеву
Дорогой Володя!
Я внимательно прочитал текст твоего предполагаемого поста на Фейсбуке, и сделал необходимые коррективы и комментарии. Хочешь - учитывай их в своем тексте, а хочешь - публикуй как есть, вместе с моими исправлениями и замечаниями «между строк».
Интересно, что Ты в общем сочинил «социографический этюд» - жанр, до которого составители «100 вопросов…» впоследствии сами додумались (см. Алексеев А.Н. Из неопубликованных глав «Драматической социологии…». Том 1, Раздел 3.2 - http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=216 ).
В целом, Ты подарил мне еще одно интервью, для серии «Интервью разных лет» на Когите:
= ИНТЕРВЬЮ РАЗНЫХ ЛЕТ
- А. Алексеев. Интервью разных лет (1). «Рыба ищет где глубже, а человек – где не так мелко…»
- А. Алексеев. Интервью разных лет (3). 1980-е гг. «Эксперимент социолога-рабочего». Перестройка
- А. Алексеев. Интервью разных лет (5). На разные темы. 1990 – 2010-е г
- А. Алексеев. Интервью разных лет (6). На семи ветрах. Часть 1
- А. Алексеев. Интервью разных лет (7). На семи ветрах. Часть 2
- А. Алексеев. Кому и зачем нужна социология в России? (Интервью разных лет – 8)
Оно – своего рода первое, но и последнее (первое - методически, последнее – содержательно).
Твой – Андр. Ал. 13.08.2016
Текст предполагаемого поста В. Костюшева на Фейсбуке. Курсивом в скобках - комментарии и уточнения А. Алексеева.
|
В. Костюшев – А. Алексееву
Дорогой Андрей,
я опубликовал в фейсбуке следующий текст…
В. (13.08.2016)
Сетевой адрес данного поста на странице В. Костюшева в Фейсбуке: …
А. Алексеев – В. Костюшеву
Дорогой Володя!
Я рад, что Ты опубликовал заодно и мое письмо-отклик (см. выше. – А. А.) на твой проект поста в Фейсбуке, посвященного нашей встрече 22 июля. Содержащаясмя в нем информация может рассматриваться как полезное дополнение к твоему "отчету" о проведенном интервью.
Но Ты почему-то проигнорировал ВСЕ мои фактологические исправления (уж о комментариях и не говорю), ради которых, собственно, и посылал мне свой проект.
Вообще, я настолько привык к биографическим искажениям в отношении своей персоны, что даже не настаиваю на учете моих корректив.
Современной социологической общественности в принципе не важны такие "подробности", как то, у Шубкина или у Шляпентоха я работал в Новосибирском академгородке, не говоря уж о нынешних источниках пополнения домашней библиотеки и т. п.
Просто, значим факт упоминания/ напоминания о пока здравствующем шестидесятнике-ветеране "ленинградской социологической школы".
Однако и "не заметить" неточностей в твоем тексте твой "герой" не может. Так что я, вероятно завтра, помещу на Когите свой комментарий к опубликованному Тобою тексту поста, разумеется, с искренней "благодарностью за внимание".
Пожалуйста, сообщи сетевой адрес своей страницы в Фейсбуке, чтобы я мог его указать на Когите.
Твой - Андр. Алексеев. 13.08.2016
Итак, пользуясь своими «издательскими» возможностями, я обнародую – на Когита.ру – не только тот текст, что вывешен В. Костюшевым на Фейсбуке, но и «не замеченные» им мои комментарии и уточнения (см. выше – курсивом «между строк» первоначального текста В. К.) .
Надеюсь, что мой коллега и друг как-либо отразит их в материалах обсуждения своего поста.
А. Алексеев. 14.08.2016
**
См. ранее на Когита.ру (в цикле «Выбранные места из переписки с друзьями»)
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)
- Переписка «романтика» и «реалиста»
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)
- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера
- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)
- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)
- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)
- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)
- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)
- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)
- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)
- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)
- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)
- Каспаров – Шейнис, на «Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)
- А. Алексеев. Познание действием… Из переписки (16)
- Обратная связь. Из переписки с друзьями (17)
- А. Алексеев. Из переписки с московским коллегой (18)
- О Крыме. Об «иноагентах». Выбранные места из переписки с друзьями (19)
- Из переписки с друзьями и коллегами (20)
- «Драматическая социология», «социологическая ауторефлексия» и «автоэтнография». Из переписки (21)
- Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"
- Коллективный портрет Бориса Докторова (из переписки с друзьями – 23)
- Социологи – это кто? И – что считать искусством? (из переписки с друзьями – 24)
- Бесценный дар от матери. Обсуждение (из переписки с друзьями -25)
- Из семейной переписки (из переписки – 26)
- Дневник 9-летнего и 73 года спустя (из переписки – 27)
- Шаги вверх по «лестнице потребностей» (из переписки – 28)
**
ПОСТСКРИПТУМ
А. Алексеев – В. Костюшеву
Дорогой Володя!
См. на Когите:
14.08.2016 | 18:08
«100 вопросов о Вашей жизни» 40 лет спустя
14.08.2016 | 12:02
Крымский инцидент: три версии Юлии Латыниной
14.08.2016 | 00:46
«Качели от оттепелей к диктатурам и обратно – и есть жизнь…»
13.08.2016 | 15:43
Твой - АА. 14.08.2016.
В. Костюшев – А. Алексееву
Да, Андрей, спасибо.
Дело в том, что "скрепку" я не заметил - открыл и прочитал тексты по ссылкам, но не текст под скрепкой.. .
Твои правки уже неправильно вставлять в текст - после твоего ответа…
Публикация в Когита, думаю, достаточна - сделаю ссылку..
Тем более, что поправки, как правило, дополнительны к интервью - уточняют ту или другую информацию.. Важен именно авторский комментарий.
В целом хороший получился повод обратиться тебе к рефлексии - еще раз -
и текст будет полезным - для (будущих) историков социологии..
Обнимаю, В. (14.08.2016)
А. Алексеев – В. Костюшеву
Надо же, Володя, не предусмотрел я, что Ты можешь не заметить "скрепку". И удивился твоему "игнорированию" ее.
Теперь, когда уже дюжина твоих френдов просмотрела твой пост на Фейсбуке (Зина открыла мне твою запись там), вносить туда какие бы то ни было исправления нельзя. И твое решение объяснить ситуацию в комментах и дать аккуратную ссылку на Когиту - http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/100-voprosov-o-vashei-zhizni-40-let-spustya (оговорив, что там есть и комментарии Алексеева, и его биографические уточнения / исправления) мне представляется правильным.
Я, действительно, воспользовался поводом для очередной биографической рефлексии. А с твоей публикацией "сырого" варианта поста на Фейсбуке, получилась даже своего рода интрига.
Так что - еще раз благодарю.
Твой - АА. 14.08.2016.
В. Костюшев – А. Алексееву
Да, именно так - править не надо, а ссылку дать необходимо - и без интриги не обошлось)…
Извини за невнимательность! Но получилось интересно - не я вносил правку в текст (что нарушило бы протокол интервью), а ты сам уточнил и развернул некоторые темы! И поделюсь радостями дедушки в общении
с внучкой Соней… Оказывается, для девушек 13 лет новые кеды - не "покупка", а приключение и таинство - с раздвоением и перевоплощением)
В. (14.08.2016).
А. Алексеев – В. Косттюшеву
Хорошо, Володя, жду твоего коммента к посту на Фейсбуке. Что касается твоего подарка для внучки, то вот тебе прекрасный финальный вопрос для методики "100 вопросов о Вашей жизни": "Относитесь ли Вы к собственной жизни как к приключению?". АА. 14.08.2016. PS. Кстати, в твой следующий визит можешь опросить меня по двум методикам нашего с С. Минаковой производства конца 70-х – начала 80-х гг.: "Как Вам живется..." и "Ради чего мы живем..." Своего рода тесты на: а) поведенческую и б) ценностную направленности личности. Эти методики, понятно, более зрелые, чем "100 вопросов...". Тут надо знать ключи для обработки и интерпретации, но они тоже опубликованы - http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=216, и я Тебя легко научу. АА. 15.08.2016 *
Из книги: Алексеев А. Н. Из неопубликованных глав «Драматической сциологии…». Том 1. Раздел 1 - http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=216
1.2.3. Как Вам живется... (тест на выявление поведенческой направленности личности) [Ниже - фрагмент вопросника «КАК ВАМ ЖИВЕТСЯ. ВЗГЛЯД НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ» (г. Апатиты, Мурманской обл.: Кабинет социально-психологических исследований вечернего факультета ЛГИ им. Г.В. Плеханова в г. Кировске, 1983), разработанного в соавторстве с С. Минаковой. Этот тест был впервые использован авторами в вопроснике «Анкета выпускника. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее» (г. Кировск, Мурманской обл., 1979). А. А.]
Текст вопросника КАК ВАМ ЖИВЕТСЯ. ВЗГЛЯД НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
<...> Вопросы, предлагаемые в этой анкете, одновременно и просты, и сложны. В суете жизни люди не всегда умеют выделить основное. Иногда трудно определить свое собственное жизнеощущение. Как складывается жизнь? Оправдываются ли надежды? Надеемся, что, просмотрев анкету, Вы сами захотите ответить на эти вопросы, хотя бы «для себя». Большинство вопросов сформулированы как утверждения, с которыми Вы можете согласиться или не согласиться, в той или иной степени. А если вопрос покажется вам неуместным, - смело выбирайте ответ: «Нечто среднее (трудно сказать)». <...> Наша методика позволяет, между прочим, выявить, с достаточной достоверностью, общую направленность личности отвечающего, и если Вы захотите узнать, совпадают ли наши выводы с Вашими собственными представлениями о себе, мы с удовольствием раскроем свои «ключи», в личной беседе. Однако основные научные результаты, понятно, будут получены из статистической обработки данных опроса нескольких сотен «добровольцев», в число которых приглашаем вас. Подписывать анкету не нужно.
НИЖЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ РЯД СУЖДЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ МОЖЕТЕ ОТНЕСТИ К СЕБЕ (ПРИНЯТЬ ИЛИ ОТВЕРГНУТЬ) К777АЖДОЕ ИЗ НИХ? (Определите место своего ответа на шкале из 7 позиций, имея в виду, что крайняя позиция слева означает абсолютную неприемлемость данного суждения для Вас, а крайняя позиция справа - полное согласие с суждением).
ПОЖАЛУЙСТА, ПРОСМОТРИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ, СВЕРЯЯСЬ СО СМЫСЛОМ СУЖДЕНИЙ (ОСОБЕННО ТЕХ ИЗ НИХ, КОТОРЫЕ НЕСУТ В СЕБЕ ОТРИЦАНИЕ).ВСЕ ЛИ ВАШИ ОТВЕТЫ ПРАВИЛЬНЫ? МОЖНО ИСПРАВЛЯТЬ. *
1.2.5. Ради чего мы живем (тест на выявление ценностной направленности личности) [Ниже - краткое обоснование и описание методики, разработанной совместно с С. Минаковой (1981-1982). Текст вопросника опубликован в качестве приложения к анкете: Как Вам живется. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее. Апатиты, Мурманской обл., 1983. - А. А.]
<...> Методика «РАДИ ЧЕГО МЫ ЖИВЕМ, ИЛИ 100 НЕСКРОМНЫХ ВОПРОСОВ О ВАШЕЙ ЖИЗНИ» предназначена для эмпирического исследования ценностной направленности личности. Идентификация ценностной направленности осуществляется путем выявления конкретного набора приоритетных для данной личности жизненных ценностей (или ведущих жизненных мотивов), а также набора заведомо отвергаемых ею ценностей («антиценностей») из списка предусмотренных. Всего отобрано для предъявления опрашиваемому 25 ценностей (= жизненных мотивов). Предусмотрено четыре модальности (= аспекта рассмотрения) каждой жизненной ценности. Согласно процедуре, человек должен оценить по 7-бальной шкале свое отношение к каждому из 25 «жизненных стремлений» (эмпирические референты ценностей), отвечая на четыре разных вопроса (эмпирические референты модальностей). Ответив на первый вопрос по каждому из 25 «жизненных стремлений», опрашиваемый переходит ко второму вопросу и т.д. Всего, таким образом, респондент дает 25 х 4 = 100 разных ответов.
Текст вопросника РАДИ ЧЕГО МЫ ЖИВЕМ, ИЛИ 100 НЕСКРОМНЫХ ВОПРОСОВ О ТОМ, ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ НАДО...
Просим иметь в виду, что ни один из ответов, взятый сам по себе, не характеризует жизненной позиции отвечающего. Существенна - комбинация 100 ответов. Поэтому приглашаем отвечать не задумываясь, следуя естественному побуждению чувств.
А. Люди руководствуются в своей жизни разными целями и стремлениями. Скажите, пожалуйста, о каждом из нижеперечисленных жизненных стремлений, в какой мере Вы ОДОБРЯЕТЕ (цените, приемлете) ЕГО В ДРУГИХ ЛЮДЯХ? (Определите место своего ответа на шкале из 7 позиций, где крайняя позиция слева - 1 - означает высшую степень неодобрения, неприятия, крайняя позиция справа - 7 - высшую степень одобрения, а центральная позиция - 4 - соответствует нейтральному, безразличному отношению либо затруднению с ответом. Свой ответ для каждой строки запишите в виде соответствующей цифры - от 1 до 7).
совершенно нечто среднее всячески не одобряю (трудно сказать) одобряю
1 2 3 4 5 6 7
Жизненные стремления: 1. Идти на борьбу, рисковать, наслаждаться трудной победой _____ 2. Занимать достаточно высокое общественное положение, пользоваться пользоваться влиянием, руководить другими людьми _____ 3. Как можно более разнообразить свою жизнь, обогащаться новыми впечатлениями, наслаждаться жизненными переменами _____ 4. Помогать конкретным людям, пусть в ущерб себе, не требуя от них ничего взамен _____ 5. Посвятить свою жизнь детям, потомству _____ 6. Всячески укреплять свое здоровье, поддерживать в себе состояние бодрости, хорошее физическое самочувствие _____ 7. Как можно больше знать, понимать, неустанно расширять круг своих познаний, углублять их _____ 8. По возможности, не отличаться от окружающих, не привлекать к себе внимания, быть не лучше и не хуже других _____ 9. Находить красоту вокруг себя и самому создавать прекрасное _____ 10. Любить и вызывать ответное чувство у лица (лиц) другого пола _____ 11. Приобщиться к чему-нибудь необыкновенному, таинственному, чудесному _____ 12. Подчинить всего себя служению идее, большому делу, общему благу _____ 13. Всегда видеть перед собой перспективу, не успокаиваться на достигнутом _____ 14. По возможности, избегать лишних хлопот, забот, не брать на себя слишком много ___ 15. Находить сочувствие, понимание в других людях, наслаждаться общением _____ 16. Усовершенствовать, упорядочить или переделать мир вокруг себя сообразно своему представлению о том, как должно быть____ 17. Пользоваться престижем, иметь успех, добиться признания_____ 18. По возможности, не поступаться понапрасну личными интересами, блюсти свою разумную выгоду_____ 19. Жить независимо, пусть в чем-то себе отказывая, зато следуя своей страсти или убеждению_____ 20. Брать на себя ответственность, занимать активную позицию в жизни_____ 21. Жить в достатке, иметь все необходимое, по возможности упрочить свое материальное положение ____ 22. Всегда и во всем добиваться правды, отстаивать справедливость_____ 23. Стараться во всякое дело внести свою выдумку, оригинальную идею, творческий подход_____ 24. Просто напряженно трудиться, находить в работе радость и смысл_____ 25. По возможности, не отказывать себе в житейских радостях, удовольствиях, развлечениях_____
Б. А теперь, положа руку на сердце, скажите, в какой мере каждое из этих жизненных стремлений СВОЙСТВЕННО ЛИЧНО ВАМ (Вы находите у себя)? (Как и в предыдущем блоке вопросов, определите место своего ответа на шкале из 7 позиций, образованной по аналогичному принципу. Запишите свой ответ для каждой строки).
мне совершенно нечто среднее свойственно мне не свойственно (трудно сказать) в полной мере
1 2 3 4 5 6 7
Жизненные стремления: <...> [Здесь повторяется список 25 "жизненных стремлений". - А. А.]
В. Еще раз просмотрите тот же список. В какой мере каждое из этих стремлений РЕАЛИЗУЕТСЯ (получает осуществление) В ВАШЕЙ ЖИЗНИ? (Вновь определите место своего ответа на шкале из 7 позиций. Запишите свой ответ для каждой строки).
совсем нечто среднее реализуется не реализуется (трудно сказать) в полной мере
1 2 3 4 5 6 7
Жизненные стремления: <...> [Здесь повторяется список 25 "жизненных стремлений". - А. А.]
Г. И последняя серия вопросов. В какой мере Вы СОЖАЛЕЕТЕ (досадуете, огорчаетесь), КОГДА ВАМ НЕ УДАЕТСЯ ВПОЛНЕ РЕАЛИЗОВАТЬ соответствующее жизненное стремление? (Опять воспользуйтесь шкалой из 7 позиций. Будьте внимательны: цифре 1 соответствует полное отсутствие сожалений, а цифре 7 - наивысшая степень сожаления; если какое-либо из указанных стремлений Вам совсем не свойственно, можете, отвечая на этот вопрос, его пропустить).
совсем нечто среднее очень не сожалею (трудно сказать) сожалею
1 2 3 4 5 6 7
Жизненные стремления: <...> [Здесь повторяется список 25 "жизненных стремлений". - А. А.]
Если какое-нибудь важное жизненное стремление здесь не учтено, то назовите его сами и оцените по всем 4-м известным Вам шкалам.
Пожалуйста, укажите: Ваш пол ________ возраст ________ образование _________________ род занятий ____________________________
Ключ для расшифровки результатов довольно прост и, если Вы захотите, истолкование совокупности Ваших ответов может быть дано немедленно. Впрочем, как говорил еще Достоевский, «человек есть тайна, ее надо разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».
**
|